Сайт ортодоксальных моделистов

БронеТехника, колесная техника и артиллерия => Матчасть => Тема начата: Kordon от 21 Август, 2016, 12:33:30

Название: Renault R35 особенности устройства
Отправлено: Kordon от 21 Август, 2016, 12:33:30
Всем добрый день!
Недели две назад получил посылочку Renault R35 от Хобби Босса и скажу честно был расстроен. Не то что бы модель не понравилась совсем, конечно она намного богаче Хеллеровского варианта, двигатель, трансмиссия, проработанная ходовая - куча деталей. А где же остальной интерьер? Полез в сеть смотреть мануалы и понял, китайцы просто скопировали разукомплектованный музейный образец из Самюра, причём даже с тем музейным новоделом, который имел место на образце. Конечно кое-какая информация по Renault R35 у меня уже была, что-то нашел сейчас, а кое-что так и осталось тайной. Ну как говорил известный Семен Семеныч Горбунков, "Будем искать".
Опубликованная три года назад на dishmodels.ru прекрасная стать Валерия Стрелкова о танках 21-го танкового батальона, кратко, но емко рассматривала особенности конструкции R35 данной воинской части. Позволю себе наглость дополнить её по некоторым вопросам. Начну так сказать с конца, то есть с хвоста. Хвост для увеличения проходимости танков изобретение французов, которое они устанавливали уже на первых своих танках FT-17. Можно спорить о достоинствах и недостатках данного приспособления, но я думаю, что в условиях инженерной "полосы препятствий" фронта ПМВ французы отдали предпочтение проходимости. Вполне логично, что данное приспособление перекочевало и на танки межвоенного периода. Даже такой длинючий монстр как FCM 2C и тот был оборудован хвостом.
Хвост-удлинитель для танка R35 был оригинальной конструкции и мог быть установлен при условии небольшого дооборудования на танки Renault R35 любых производственных серий, а также на Renault R40. Дабы не повторяться процитирую Валерия Стрелкова - "...Остановлюсь на креплении хвоста-удлинителя – крепился он в четырёх точках. Верхнее и нижнее крепление представляли собой фигурные детали, верхняя с одной проушиной и нижняя с двумя. Верхнее крепление прикручивалось под кожух бронировки выхлопной трубы, нижнее – под сцепное устройство. Правый и левый подкосы хвоста крепились к небольшим проушинам, привёрнутым к основаниям направляющих колёс...". Небольшое уточнение, думаю, что правильнее назвать не "основание направляющих колёс", а механизм натяжения гусеницы. О высоком качестве упоминаемой мною статьи говорит то, что Валерием Стрелковым подобраны даже наиболее информативные фото. Одно из них приведу и я только в большем формате (точки крепления хвоста выделены мною). Рядом для сравнения фото из мануала по R35 без креплений.
(https://s3.postimg.cc/c7htwwwov/1_R3550085_R.jpg) (https://postimg.cc/image/c7htwwwov/)  (https://s13.postimg.cc/5mhgrx3sz/r35_0047.jpg) (https://postimg.cc/image/5mhgrx3sz/)

Могу порадовать моделистов три из четырёх креплений можно увидеть вживую на танке R35, находящемся в Кубинском музее (если их конечно уже не скрутили). Фото узлов Кубинского R35 с деталями крепления хвоста, рядом для сравнения те же узлы танка только без креплений (R35 из US Army Ordnance Museum in Aberdeen).
Общий вид
(https://s14.postimg.cc/un9xihvrx/2_IMGP3389.jpg) (https://postimg.cc/image/un9xihvrx/)  (https://s10.postimg.cc/r81f9gtbp/3_1358247858_0990625.jpg) (https://postimg.cc/image/r81f9gtbp/)

Левое крепление
(https://s3.postimg.cc/cw85190b3/4_IMGP3392.jpg) (https://postimg.cc/image/cw85190b3/)  (https://s10.postimg.cc/5zsdz7nmd/5_IMG_3488.jpg) (https://postimg.cc/image/5zsdz7nmd/)

Правое крепление
(https://s10.postimg.cc/tpfpl559h/6_MGP3390.jpg) (https://postimg.cc/image/tpfpl559h/)  (https://s10.postimg.cc/yt2c89h4l/7_1358247855_0990557.jpg) (https://postimg.cc/image/yt2c89h4l/)

Нижнее крепление
(https://s14.postimg.cc/n8bs6q50t/8_IMGP3391.jpg) (https://postimg.cc/image/n8bs6q50t/)  (https://s4.postimg.cc/5w1308la1/9_1358247857_0990559.jpg) (https://postimg.cc/image/5w1308la1/)

Для тех, у кого модели Хобби Босса на руках нет, поясню, что хвост в комплект модели не входит. Видел я в сети смолянные хвосты о качестве судить не могу, но на одном фото верхнее крепление на несколько мм ниже края бронировки выхлопа. Лично я планирую делать хвост самостоятельно, благо давно нашел его прекрасные чертежи в двух видах.
Выкладываю их немного в уменьшенном размере и более контрастными в формате JPEG, так сказать для ознакомления. Если у кого будет желание делать хвост, скажите, выложу с читаемыми размерами в формате TIFF.
(https://s9.postimg.cc/rqi8txh7v/image.jpg) (https://postimg.cc/image/rqi8txh7v/) (https://s10.postimg.cc/76gvdimwl/image.jpg) (https://postimg.cc/image/76gvdimwl/)
Сейчас небольшой перерыв в следующем посте попробую заглянуть в боевое отделение танка.
Название: Re: Renault R35 особенности устройства
Отправлено: Kordon от 21 Август, 2016, 17:57:36
Пройдемся по башне. Во множестве найденных мною ТТХ по Renault R35, а также и по Hotchkiss H35 указано, что на танках в качестве основного вооружения использовалась 37-мм полуавтоматическая пушка обр.1918г. (Canon de 37 mm SA modèle 1918) или сокращенно SA18. Эта информация является несколько неточной, вернее в начале производства на танки устанавливалась именно она. Впоследствии пушка была модернизирована и получила наименование Canon de 37 mm SA modèle 1918 modifié 1937, т.е. по-русски 37-мм полуавтоматическая пушка обр.1918г. модернизации 1937г. К 1940 году большинство танков ранних выпусков было перевооружено на SA18 mod.37. Отличие модернизированной пушки заключались в том, что был демонтирован кожух пушки на котором крепился оптический прицел. Теперь была введена дополнительная рамка независимая от тела пушки на которой слева от пушки крепился прицел, а справа пулемёт Mitrailleuse de 7,5 mm modèle 1931C (буква "С" после года обозначала танковый вариант). Ффух слишком уж заумно, попробую показать на фотографиях, а Вы уж сами сравнивайте.
Canon de 37 mm SA modèle 1918
(https://s9.postimg.cc/p6atlxbmj/SA18_1.jpg) (https://postimg.cc/image/p6atlxbmj/)  (https://s10.postimg.cc/66l5cthb9/SA18_2.jpg) (https://postimg.cc/image/66l5cthb9/)  (https://s9.postimg.cc/8awvmpbtn/Canon_de_37mm_SA1.jpg) (https://postimg.cc/image/8awvmpbtn/)

Canon de 37 mm SA modèle 1918 modifié 1937
(https://s10.postimg.cc/vh394nbpx/Canon_de_37mm_SA18_mg_7823.jpg) (https://postimg.cc/image/vh394nbpx/)  (https://s14.postimg.cc/5umfin7jh/Canon_de_37mm_SA18_mod_1937.jpg) (https://postimg.cc/image/5umfin7jh/)  (https://s13.postimg.cc/u5mesgwoz/SA18_zps9e52535a.jpg) (https://postimg.cc/image/u5mesgwoz/)  (https://s4.postimg.cc/dbujri0x5/37mm_sa18_and_coaxial_mg_dismounted_1.jpg) (https://postimg.cc/image/dbujri0x5/)
Кстати на предпоследнем фото показан процесс установки на станок вооружения спаренного пулемёта, белая деталь позади ствола пулемёта и есть кроншейн на который он крепится. На последнем фото пулемёт уже стоит.
Как пулемет крепится хорошо видно на фото башни AMR-33
(https://s4.postimg.cc/lh5hupowp/0_1400af_1b46f4aa_orig.jpg) (https://postimg.cc/image/lh5hupowp/)

На чертеже показанном ниже под поз.9 на теле пулемёта показана проушина для крепления его к кронштейну. Кстати на чертеже показан крепостной вариант пулемета, для сравнения рядом располагаю фото танкового варианта.
(https://s13.postimg.cc/8qe2lyfyr/RRRR.jpg) (https://postimg.cc/image/8qe2lyfyr/)  (https://s13.postimg.cc/shn9dtitf/m410.jpg) (https://postimg.cc/image/shn9dtitf/)
Название: Re: Renault R35 особенности устройства
Отправлено: Kordon от 21 Август, 2016, 19:26:41
Теперь кратко по внешнему виду башни. На танках Renault R35 ,Hotchkiss H35 и Hotchkiss H35 mod.39 (именно так обозначались H39 в то время) использовались башни APX-R и APX-R1. Видимые отличия на APX-R были установлены диаскопы, а APX-R1 вместо диаскопов были установлены эпископы PPL RX 160. В процессе эксплуатации башни APX-R доводились до уровня APX-R1 заменой диаскопов. И на R35 и на H35 на фото видны отличия в цвете между бронеплитой эпископа и камуфляжем башни APX-R . Отмечу, что переоборудование APX-R не было полностью проведено, достаточно часто встречаются фото Renault R35 с диаскопами.
Башня APX-R, второе фото её интерьер.
(https://s14.postimg.cc/43b08b1ot/untitled2_copy2.jpg) (https://postimg.cc/image/43b08b1ot/)  (https://s9.postimg.cc/u8trcciff/image.jpg) (https://postimg.cc/image/u8trcciff/)

Переоборудование не проводилось
(https://s10.postimg.cc/gtwdgwuyt/image.jpg) (https://postimg.cc/image/gtwdgwuyt/)  (https://s13.postimg.cc/so0ro2wkj/image.jpg) (https://postimg.cc/image/so0ro2wkj/)

Отдельно не нашел оригинальное фото диаскопов, ну то что есть.
(https://s3.postimg.cc/lpkcyh7tb/625x465_12861909_7947947_1459348892.jpg) (https://postimg.cc/image/lpkcyh7tb/)

Переоборудованная башня APX-R.
(https://s4.postimg.cc/981asdv3d/Renault_TARNUNG_Valenciennes.jpg) (https://postimg.cc/image/981asdv3d/)  (https://s14.postimg.cc/pxxqbgedp/image.jpg) (https://postimg.cc/image/pxxqbgedp/)

Башня APX-R1
(https://s10.postimg.cc/ydk3800wl/APX_R1.jpg) (https://postimg.cc/image/ydk3800wl/)  (https://s3.postimg.cc/9zwpakvqn/APX_R1.jpg) (https://postimg.cc/image/9zwpakvqn/)

Эпископы PPL RX 160, они же устанавливались на Hotchkiss H35/H39, FCM-36, AMC Somua S35, Renault B1 и B1bis, AMD Panhard 178.
(https://s14.postimg.cc/je5nbo1gd/APX_R1.jpg) (https://postimg.cc/image/je5nbo1gd/)  (https://s14.postimg.cc/o4sxo3bgd/APX_R1.jpg) (https://postimg.cc/image/o4sxo3bgd/)
Название: Re: Renault R35 особенности устройства
Отправлено: Kordon от 26 Октябрь, 2016, 19:40:03
Добрый день, коллеги!
Задержка с дальнейшей выкладкой материала связана не с моей леностью, а с тем, что по некоторым конструктивным особенностям танка мною не найдено документального подтверждения. Буду акцентировать ваше внимание на предлагаемых вариантах, основанных только на моих логических умозаключениях. Надеюсь в дальнейшем, что не Ваше безучастное наблюдение, а Ваша конструктивная помощь поможет во многом разобраться.
Место командира танка R-35 в бою.
В походных условиях как и на большинстве французских танков того времени, командир танка R-35 сидел на откинутом горизонтально заднем башенном люке. Как-же он располагался в боевых условиях первоначально было загадкой. Каких-либо значительных конструктивных элементов на музейных образцах не просматривалось. На каком-то сайте даже вычитал, что командир R-35 в бою стоял, возможно что и такое было, но все-же думаю, что автор статьи просто не захотел вникать в суть вопроса. Вначале я обратил внимание на малоразмерный эскиз с компоновкой танка H-35, а затем нашел рисунок и побольше.
(http://s15.postimg.cc/f8r5vgsjr/pic_673.jpg) (http://postimg.cc/image/f8r5vgsjr/)  (http://s21.postimg.cc/jh8gbq1zn/image.jpg) (http://postimg.cc/image/jh8gbq1zn/)
Так как башня, что на H-35, что R-35 была одинаковая APX-R, то и сидел командир в обеих танках одинаково. На рисунках явно просматривается подвесное сиденье так сказать "гамачного типа". А где-же его крепления, смотрим фото.
Левый борт башни, за стопором походного положения башни - один крючок (обведён мною красным овалом).
(http://s12.postimg.cc/gihjdp6nt/renault_r35_096_of_107.jpg) (http://postimg.cc/image/gihjdp6nt/)

Правый борт башни рядом с таким же стопором башни, но уже два крючка (так же обведены мною красными овалами).
(http://s13.postimg.cc/v9t352ivn/renault_r35_097_of_107.jpg) (http://postimg.cc/image/v9t352ivn/)  (http://s10.postimg.cc/c6nc3rf5x/APXRb_zps153265bd_jpg_original.jpg) (http://postimg.cc/image/c6nc3rf5x/)
Почему же с одной стороны один крючек, а с другой два? Сколько ни искал я по фото все так и было, обратился к первоисточникам и на видах башни из мануалов всё так же - слева один, справа два.
(http://s22.postimg.cc/z7om70ggt/APX_R_zps0430a6ce.jpg) (http://postimg.cc/image/z7om70ggt/)  (http://s22.postimg.cc/5pt00azod/tourelle_coupe2.jpg) (http://postimg.cc/image/5pt00azod/)
Причем на виде сбоку даже схематично показана подвеска сидения.
Как целиком выглядит сиденье командира с элементами подвески информации у меня нет, но смею предположить, что оно выглядело примерно так.
(http://s15.postimg.cc/clowrxog7/image.jpg) (http://postimg.cc/image/clowrxog7/)
На вопросы "почему?", скажу своё мнение - три опоры надежнее, чем две.
Название: Re: Renault R35 особенности устройства
Отправлено: Kordon от 26 Октябрь, 2016, 22:20:11
Ещё одна группа вопросов по которым я пытался разобраться.
Боекомплект танка. Количество и размещение.
По данной теме существует несколько вариантов информации. Начнем с того по которому у всех единое мнение -боекомплект спаренного пулемета Mitrailleuse de 7,5 mm modèle 1931C. Боекомплект насчитывает 2400 патронов, снаряженных по 16 барабанным магазинам (по 150 патронов в каждом магазине). Крепление пулеметного магазина стандартное для многих образцов французской БТ техники - цилиндрический кронштейн с запорным устройством в верхней части. В нижней части кронштейн приварен к треугольной опоре, которая в свою очередь тремя винтами (с головками впотай) крепится к треугольному основанию, приваренному к корпусу или иным деталям танка (боевой машины). Все 16 магазинов крепятся внутри корпуса танка R-35. В подбашенной коробке 9 магазинов (как вариант 10) - 6 шт. по правому борту и 3 шт. (как вариант 4 шт.) по левому. В нижней части корпуса 7 магазинов (как вариант 6 шт.) - 3 шт. по правому борту (2 шт. на кожухе вала КПП, позади сидения механика-водителя, один на корпусе механизма переключения передач), 4 шт. (как вариант 3 шт.) на левом борту (2 шт. в районе крепления первого поддерживающего катка, 1 шт. в районе крепления верхней опоры подвески первого катка, 1 шт. в районе крепления оси подвески первого катка, но может и не быть). Для размещения магазинов в подбашенной коробке на модели можно взять за ориентир корончатые гайки, крепящие рымболты по правому и левому борту. По правому борту если считать с кормы два магазина до гайки, три магазина после гайки и один магазин возле броневой заслонки правой смотровой щели механика-водителя. По левому борту если считать с кормы один магазин до гайки, два магазина после гайки.
Обозначения: красный цв. кронштейны магазинов в подбашенной коробке, синий цв. корончатая гайка, зеленый цв. кронштейны магазинов в нижней части корпуса.
Правый борт
(http://s21.postimg.cc/y2lbmjaf7/r35_0043.jpg) (http://postimg.cc/image/y2lbmjaf7/)  (http://s18.postimg.cc/mzszzylvp/r35_11.jpg) (http://postimg.cc/image/mzszzylvp/)  (http://s14.postimg.cc/dhlt9rmi5/Dgania_Renault_R35_S_10.jpg) (http://postimg.cc/image/dhlt9rmi5/)

Левый борт
(http://s18.postimg.cc/iticpyb1x/h39_saumur37_photo_c_balmefrezol.jpg) (http://postimg.cc/image/iticpyb1x/)  (http://s10.postimg.cc/krvg78ts5/renault_r35_080_of_107.jpg) (http://postimg.cc/image/krvg78ts5/)  (http://s22.postimg.cc/djf4zlmod/r35_16x158.jpg) (http://postimg.cc/image/djf4zlmod/)

Оба борта
(http://s11.postimg.cc/ca3gje65b/R35int_zpsd8b47498.jpg) (http://postimg.cc/image/ca3gje65b/)

2-й вариант
(http://s18.postimg.cc/z1wbs1zwl/DSCN0002.jpg) (http://postimg.cc/image/z1wbs1zwl/)  (http://s15.postimg.cc/g7hte3ehj/image.jpg) (http://postimg.cc/image/g7hte3ehj/)
Название: Re: Renault R35 особенности устройства
Отправлено: Kordon от 31 Октябрь, 2016, 23:10:48
Теперь о боекомплекте танковых пушек Renault R35. В большинстве печатных и интернет изданий приводятся противоречивые данные, как о боекомплекте танков R35 с пушкой Canon de 37 mm SA modèle 1918 modifié 1937, так и танков R35/R40 с пушкой Canon de 37 mm SA modèle 1938. Встречаются цифры 116 шт., 100 шт., 65шт., 58 шт. Причем эти данные зачастую относят к обеим пушкам, что в принципе не может быть, так как размеры боеприпасов SA18 (37 x 94R Mle 1885 - длина выстрела 159 - 178,5 мм, длина гильзы 94 мм, диаметр основания гильзы 40 мм) в полтора раза меньше, чем размеры боеприпасов SA38 (37 x 149R Mle 1938 - длина выстрела 241,4 - 274 мм, длина гильзы 149 мм, диаметр основания гильзы 48 мм). Иными словами боеукладка одних снарядов по габаритам и посадочным местам должна отличатся от боеукладки других снарядов, а так как внутренний объем танка не изменялся, следовательно снарядов к SA38 должно быть меньше. Что же мы имеем на самом деле? Танк Renault R35 вооруженный пушкой SA18 mod.37 имел два стеллажа со снарядами - у правого борта на 44 снаряда (4 ряда по 11 ячеек), у левого борта на 58 снарядов (4 ряда по 11 ячеек и 2 ряда по 7 ячеек). Итого получается 102 снаряда.
Боеукладка правого борта
(https://s22.postimg.cc/hd981pxrx/r35_0043.jpg) (https://postimg.cc/image/hd981pxrx/)

На следующем фото видна боеукладка у обеих бортов, на особенно хорошо виден стеллаж всё того-же правого борта
(https://s16.postimg.cc/bpu9hjn9d/r35_0045.jpg) (https://postimg.cc/image/bpu9hjn9d/)

Боеукладка левого борта
(https://s21.postimg.cc/3l31dh0df/image.jpg) (https://postimg.cc/image/3l31dh0df/)
Название: Re: Renault R35 особенности устройства
Отправлено: Kordon от 01 Ноябрь, 2016, 00:43:23
О количестве боеприпасов на танках R35/R40 могу судить только по цитате из справочника P.Touzin "Les vehicules blindes francais", 1900-1944". EPA. 1979, стр.157 "Le canon de 37 mm long SA38 doit remplacer le canon court  de 37mm SA18, le nombre des munitions, passe alors de 102 a 90." Перевод видимо "С заменой 37-мм короткоствольной пушки SA18 на длинноствольную 37-мм пушку SA38 изменилось количество боеприпасов со 102 выстрелов до 90." Фотографий интерьера модернизированных танков у меня нет, есть только чертеж левого стеллажа с боеприпасами. Я не уверен был ли на самом деле такой стеллаж или это только проект (что-то уж больно мало я насчитал ячеек всего 32).
(https://s3.postimg.cc/bji6yslfj/image.jpg) (https://postimg.cc/image/bji6yslfj/)  (https://s17.postimg.cc/q7leeyvsb/SA38.jpg) (https://postimg.cc/image/q7leeyvsb/)
Название: Re: Renault R35 особенности устройства
Отправлено: Kordon от 27 Май, 2018, 16:16:26
Систематизируя информацию по HOTCHKISS H35/39 натолкнулся на фото с изображением командирского сидения, о котором писал ранее (выделено мной синим овалом), может у кого найдётся более полное фото этого сидения.
(https://s15.postimg.cc/gfovjzryf/charlegerhotchkisspanze_-.jpg) (https://postimg.cc/image/gfovjzryf/)