Всем добрый день!
Недели две назад получил посылочку Renault R35 от Хобби Босса и скажу честно был расстроен. Не то что бы модель не понравилась совсем, конечно она намного богаче Хеллеровского варианта, двигатель, трансмиссия, проработанная ходовая - куча деталей. А где же остальной интерьер? Полез в сеть смотреть мануалы и понял, китайцы просто скопировали разукомплектованный музейный образец из Самюра, причём даже с тем музейным новоделом, который имел место на образце. Конечно кое-какая информация по Renault R35 у меня уже была, что-то нашел сейчас, а кое-что так и осталось тайной. Ну как говорил известный Семен Семеныч Горбунков, "Будем искать".
Опубликованная три года назад на dishmodels.ru прекрасная стать Валерия Стрелкова о танках 21-го танкового батальона, кратко, но емко рассматривала особенности конструкции R35 данной воинской части. Позволю себе наглость дополнить её по некоторым вопросам. Начну так сказать с конца, то есть с хвоста. Хвост для увеличения проходимости танков изобретение французов, которое они устанавливали уже на первых своих танках FT-17. Можно спорить о достоинствах и недостатках данного приспособления, но я думаю, что в условиях инженерной "полосы препятствий" фронта ПМВ французы отдали предпочтение проходимости. Вполне логично, что данное приспособление перекочевало и на танки межвоенного периода. Даже такой длинючий монстр как FCM 2C и тот был оборудован хвостом.
Хвост-удлинитель для танка R35 был оригинальной конструкции и мог быть установлен при условии небольшого дооборудования на танки Renault R35 любых производственных серий, а также на Renault R40. Дабы не повторяться процитирую Валерия Стрелкова - "...Остановлюсь на креплении хвоста-удлинителя – крепился он в четырёх точках. Верхнее и нижнее крепление представляли собой фигурные детали, верхняя с одной проушиной и нижняя с двумя. Верхнее крепление прикручивалось под кожух бронировки выхлопной трубы, нижнее – под сцепное устройство. Правый и левый подкосы хвоста крепились к небольшим проушинам, привёрнутым к основаниям направляющих колёс...". Небольшое уточнение, думаю, что правильнее назвать не "основание направляющих колёс", а механизм натяжения гусеницы. О высоком качестве упоминаемой мною статьи говорит то, что Валерием Стрелковым подобраны даже наиболее информативные фото. Одно из них приведу и я только в большем формате (точки крепления хвоста выделены мною). Рядом для сравнения фото из мануала по R35 без креплений.
Могу порадовать моделистов три из четырёх креплений можно увидеть вживую на танке R35, находящемся в Кубинском музее (если их конечно уже не скрутили). Фото узлов Кубинского R35 с деталями крепления хвоста, рядом для сравнения те же узлы танка только без креплений (R35 из US Army Ordnance Museum in Aberdeen).
Общий вид
Левое крепление
Правое крепление
Нижнее крепление
Для тех, у кого модели Хобби Босса на руках нет, поясню, что хвост в комплект модели не входит. Видел я в сети смолянные хвосты о качестве судить не могу, но на одном фото верхнее крепление на несколько мм ниже края бронировки выхлопа. Лично я планирую делать хвост самостоятельно, благо давно нашел его прекрасные чертежи в двух видах.
Выкладываю их немного в уменьшенном размере и более контрастными в формате JPEG, так сказать для ознакомления. Если у кого будет желание делать хвост, скажите, выложу с читаемыми размерами в формате TIFF.
Сейчас небольшой перерыв в следующем посте попробую заглянуть в боевое отделение танка.