Приветствую всех коллег.
Сегодня, решил начать, надеюсь с вашей помощью плодотворную работу на почве выработки критериев определения принадлежности завода производителя Pz IV H, т.к. определенный старт дал в своей публикации по Ausf. G энтузиаст четверок - Craig Ellis.
Безусловно, книги Крейга не должны остаться без внимания всех любителей четверок, но при этом не стоит забывать, что в его книгах далеко не все фото отличного качества. Благо с недавнего времени некоторые из них он стал публиковать в виде книг для яблочного бренда, это существенно повышает их ценовую,информативную привлекательность.
Итак, пожалуй стоит начать с того, что в рассмотрении вопроса мне в большой степени пригодились имеющиеся в книгах заводские фото Krupp и Nibelungewerk. К сожалению, фотоматериал по Vomag, равно как и сохранившиеся танки, собранные этим заводом мне не попадались.
Я полагаю, что имеющиеся фото вполне определяют заложенную заводами-сборщиками тенденцию, которая определила набор свойственных каждому из них параметров, сохранившихся на всем протяжении производства обозначенной модели танка (конечно не всегда в чистом виде).
В силу того, что Krupp являлся первым сборщиком четверок, пожалуй возьмем его за отправную точку в определении основных различий, которые со временем и помощью энтузиастов возможно станут шире, чем сейчас.
В качестве образца возьмем танк, собранный в Сентябре 43-го с номером шасси-84599.
На фото, я в целях наглядности указал требующие внимания детали.
1 Расположение запасных траков, после введения фильтров на правой стороне корпуса танка. Такое расположение не встречается на машинах сборки Нибелунген.
2 Кронштейн, удерживающий полку. У Круппа в нем не было (не встречается на фото) круглого отверстия, которое облегчало монтаж болта, когда фронтальная броня имела болтовое соединение, такое отверстие было скорее всего только у Нибелунген.
3 Усиливающие косынки в кронштейнах башенных шурценов. Широкие косынки у средних кронштейнов и длинные (по сравнению с Нибелунген) косынки третьих кронштейнов свойственны только Крупп и Вомаг (как я полагаю, на основании метода исключений, фото в подтверждение - танк с б.н. 837 из ГЮ). Причем, стоит отметить, что изначально и Нибелунген на G ставил практически идентичные Крупповским косынки.
4 Крепление лопаты. У Крупп лопата крепилась двумя разными по конфигурации кронштейнами, острием назад и под углом, у Нибелунген - двумя одинаковыми, горизонтально.
5 Траки на корму, после введения фильтров перенес и оставил до конца производства Н только Нибелунген, Вомаг и Крупп на корму ничего не переносили, что возможно позволило Вомаг раздвинуть крюки крепления троса на корме значительно шире.
6 Замок на дверце шурцена у Крупп был на передней дверце, в отличии от Нибелунген, который ставил его на заднюю.
7 Пластина на дверце шурценов - Крупп приваривал на заднюю дверцу, Нибелунген на переднюю.
А тут фото 100 собранной Н на Нибелунген в июне,июле 43
Кронштейны шурценов, запасные траки и др. признаки Нибелунген
Предполагаемый Вомаг