Итак, продолжение. Я всё же успел до конца недели закончить с управлением танка.
Ну.. практически закончить. Осталось два момента. Первый это кронштейн рычага заднего хода и замедленной передач, который я моделировать пока что не стал - подожду дополнительной информации. Второй - привод ручного управления подачей топлива, потому что он тянет другие узлы за собой.
Теперь к сути, длиннопост... Все последнее время в отношении модели я посвящал созданию системы управления танком (чертёжная группа 17).
Исходники в общем-то те же, что и по кулисе: руководства службы и руководство по ремонту, карточки технических условий, чертежи общих видов и фотографии.
Всю работу можно разбить на следующие части:
- Привод акселератора (подачи топлива)
- Привод главного сцепления и замка КПП
- Приводы управления тормозами и бортфрикционами (отдельно, сделанные раньше приводы от тормоза до бортфрикциона)
- Приводы управления КПП
По основным исходникам, которые стоит отметить:
Схема привода управления топливным насосом из руководства службы (ранний вариант - мой случай)
Схема привода управления топливным насосом из руководства по ТО и войсковому ремонту (поздний вариант - единственный источник с видом сверху)
Схема привода управления главным фрикционом из краткого руководства службы
Схема привода управления бортового фрикциона и тормоза из альбома монтажных чертежей
Корявая схема приводов управления КПП, которую я приводил выше (из руководства службы).
Начал я с привода управления топливным насосом. Он существовал в раннем и позднем вариантах, отличавшихся способом ручного управления (выставления минимальных оборотов). В раннем варианте это была ручка, которая размещалась на щитке перед водителем. Её надо было крутить для выставления нужных оборотов. В позднем варианте сделали рычаг - рядом с правым тормозом. Рычаг, вероятно, был удобнее и уж точно быстрее в регулировке.
Я рисовал ранний вариант, в чем мне сильно помогли фото передней части корпуса КВ-1 выпуска 1940-го года, которую нашли в Беларуссии. Было бы интересно поглядеть на фото внутри КВ-2 ЦМВС или КВ-1Э в Пароле - как там сделано, но чего нет - того нет. Не считая ручного привода, различий между ранним и поздним вариантом по существу нет.
Ах, да. Если верить совсем раннему чертежу общего вида, то был ещё вариант с ручкой, которая крепилась не на щитке, а где-то рядом (или щитка нормального ещё не было?).
По управлению сцеплением всё немного проще. Там тоже был ранний вариант - без замка КПП, но он практически нигде не фигурирует и по существу мне не нужен, да и отличия там элементарные. Поздний же вариант, судя по всему, просуществовал до конца производства без особых перемен. Давишь педаль, сцепление выжимается и подтягивается рычаг разблокировки замка КПП. У педали два стопора для крайних положений. За счёт прорези в тяге к замку - его можно двигать не трогая сцепление, наверное для регулировки КПП.
У педали газа, кстати, стопор только один - для максимального газа. Для минимального положения служит упор на топливном насосе (а чаще ручное управление).
С тормозами были нюансы. Я сначала заблуждался, полагая что рычаги крепятся к кильсонам. Оказалось нет - у них свои кронштейны. В этом мне помогло разобраться руководство службы (полный вариант). Потом, увидев кнопку на рычаге, я заблуждался, полагая что рычаги эти работают сродни тому как работает ручник на автомобиле - нажал кнопку и тянешь. Оказалось - нет. Жать кнопку не надо, даже наоборот - кнопка служит для фиксации рычага. Нажал, завёл стопор в паз сектора - тормоз заблокировался и кнопка остаётся в запавшем положении. Потянул рычаг - стопор выскочил из паза и кнопка вернулась в начальное положение.
В остальном там всё не особо сложно было - разве что тяги очень близко друг к другу идут. Зазоры минимальные. За этим приходилось следить, чтобы никаких проблем не возникло.
Потом я сделал кулису, которую я уже выложил. А после этого началась эпопея - как сделать тяги к КПП и не разворотить половину танка в процессе. Вроде такая не сложная вещь, но проблемы были одна за одной. У меня изначально были точные размеры по габаритам "окон" в моторной перегородке под рычаги. И в них ничего не лезло. А где лезло, там грозило залезть на другие тяги. Потом появилась информация, что я неверно поставил кильсоны и пришлось их раздвигать (на 5мм в каждую сторону). Это потянуло целый ворох переделок. В итоге кулиса сдвинулась ближе к правому кильсону, пришлось изменить рычаги КПП и даже "стакан" подмоторного люка. Только после этого мне наконец удалось состыковать все тяги и сделать их "рабочими".
На этом я пожалуй закончу со скучным текстом.
Рендеры.
Для начала по КПП - в процессе её моделирования я совершенно упустил, что нижние рычаги справа соединены планкой. Исправил.
Затем вид на рычаг сцепления и замок КПП.
Бортфрикцион с тормозом и тягами между ними
Дальше вид на управление топливным насосом. Здесь видно втулку передаточных рычагов и возвратную пружину. На счёт длины пружины есть сомнения - в некоторых источниках она существенно длиннее. А ещё тут видно не исправленный, слишком высокий "стакан" люка под мотором.
Вид на рычаги управления и педали (без кулисы) и с кулисой. И с тягами.
Виды сверху на управление КПП и на всё управление
Общие виды (буду пополнять, а то рендерятся медленно):
Если кому-то интересны виды на какие-то отдельные узлы, могу сделать - пишите
Обновлено (2018-02-13): добавлен вид сверху на шасси.