Вопрос: принято считать, что на ранних 251 (А и В) непременно была радиостанция FuSprG f, только стояла она на правом борту сразу за отделением управления, а не перед командиром, как на С и далее.
К сожалению раньше 42 года мануала D 660/7 не встречал. Он описывает штатную комплектацию модификаций версий A, B, C.
Хотя на фото в нем действительно более поздняя версия С (модификация 251/8 под вопросом - там сидения не от версии С, но возможно это какое то специфическое отличие).
В этом мануале штатная радиоконфигурация рацией
FuSprG f не ограничивается.
На ряде модификаций стояла
FuSprG a, на некоторых стояли
FuSprG f + Kleines Fernsprechgerät, еще вариант-
FuSprG a + Kleines Fernsprechgerät.
Что интересно на версии Sd.Kfz.251/5 рации стояли на двух из четырех машин в группе. На 1 и на 3.
На версии Sd.Kfz.251/7 рации стояли на трех из шести машин в группе. На 1, 3 и 5.
И это в 1942 году.
Что по штату было раньше - загадка.
Естественно 251/6 не в счет.
Однако рассмотрение фотографий показывает, что антенна и ее кронштейн встречается на А и В довольно редко.
Согласен - очень редко. Причем, судя по месторасположению антен - это скорей всего поздний апгрейт. Подгон под более поздние штаты.
И на единственном живом раннем БТР из Йоханнесбурга тоже нет следов крепления ни рации, ни антенны.
Это он или какая то другая машина?
Насколько этот "живой", а не слепленый реставраторами - большой вопрос.
А там, где она есть, стоять может в самых разных местах. Чаще всего, на правом борту, но не спереди, а примерно посредине его длины.
А вот это интересно. Что значит посредине его длины?
Чаще всего антену крепили сразу за кабиной. На версиях А и В встречал в верхней части борта, иногда внизу, реже на крыле, иногда по левому борту, но чтобы посредине его длины... интересно посмотреть на этот вариант.
Какие есть мнения по размещению радиостанции на ранних машинах? Встречаются ли документальные свидетельства отсутствия на них радиостанций, может быть, кто-то видел интерьер из документации на А и В, или самых ранних С?
Такой документации не встречал. Поэтому мнения - это мнения и не более того. Может быть и не было.
По крайней мере на большинстве фотографий (очень немногочисленных) интерьера версий А и В рация действительно не наблюдается или закреплена на правом борте сразу за кабиной.
Какой грузоподъемности и какого типа был домкрат на В (на снимках встречаются разные, в мануале вообще не пойму что, да еще и в ящике на левой надгусеничной полке, а не на правой сзади)?
По домкрату ничем не смогу помочь. По ним не копал. На фото, где его можно наблюдать, стоит как раз на правой надгусеничной полке сзади. Но не на всех. На остальных видимо где то в другом месте.