Надмоторная плита.
Пожалуй по этому элементу можно сразу отличить вариант самохода, подготовленный к заводским испытаниям, от самохода СУ-101, направленного на испытания в ЦНИ кубинский полигон.
Первоначальный вариант надмоторный плиты подразумевал установку на ней люка мехвода, трех крышек заливочных горловин, откидного надмоторного люка и объединенного окна всасывания и выхлопа воздуха.
По результатам обкатки самохода перед заводскими испытаниями были запланированы следующие мероприятия по доработкам самоходов:
1. Размещение рычагов управления бортовыми фрикционами на полу машины.
2. Установка дополнительного вентилятора для обдува КПП и бортовых фрикционов (на фланце левой борт- передачи).
3. Проведение герметизации трансмиссионно-моторного отделения от отделения водителя и боевого путем установки перегородок.
4. Отнести назад сидение водителя на - 250 мм.
5. Увеличить поверхность водяного радиатора (добавить 2 ряда трубок).
6. Сделать дополнительные окна в надмоторной броне.
7. Разместить смотровые приборы в башенке водителя (Прим. новая высокая башенка).
8. Установить новый вентилятор большего размера.
Данные мероприятия были реализованы при изготовлении СУ-102 (к 24.06.45). Судя по фотографиям из отчетов, самоход СУ-101 вышел на первые заводские ходовые испытания уже с этими реализованными мероприятиями.
Первые заводские ходовые испытания (24-27.07.45) опять выявили проблемы с обеспечением заданного температурного режима СУ-101, и согласно приказа директора завода за №30с от 04.08.45 в период с 29.07.45 по 25.09.44 были проведены доработки конструкции, в том числе:
1. Водяной радиатор отнесен вправо на 50 мм, что дало возможность сделать двойную перегородку водителя, обдуваемую потоком воздуха, засасываемого через люк водителя.
2. Изменена конструкция левого наружного выхлопа двигателя, в результате чего ликвидирован дополнительный нагрев верхнего броневого листа выхлопными газами.
3. Спроектирована новая камера всасывания охлаждающего потока воздуха.
4. Установлен (в дополнение к вентилятору на валу бортпередачи) второй электрический вентилятор, установленный непосредственно перед водителем.
5. Изменено и увеличено проходное сечение всасывающих и выхлопных жалюзи (Прим. касаемо прямоугольного окна всасывания и выхлопа воздуха).
6. Изменена перегородка под радиатором.
7. Установлен направляющий воздухоаппарат.
8. Сделаны дополнительные окна в надмоторной плите для выхода горячего воздуха из моторного отделения и прохода между боевым отделением и отделением водителя.
9. Смотровой прибор водителя сделан легкосъемным.
10. Установлен торсион на жалюзи.
Из этого можно предположить, что надмоторная плита подвергалась не менее чем двум доработкам. На приведенном рисунке наглядно видно проведенные доработки. Первоначальный вариант реконструирован по имеющимся фото и чертежам.
Рисунок окончательного варианта – из книги «Свердловские сушки».Анализируя причины слабого охлаждения двигателя можно сделать вывод о том, что сам двигатель, его элементы и выхлопные трубы первоначально находились в глухом кармане и не продувались потоком воздуха.
Соответственно доработки проводились с целью обеспечения организации прямого протока воздуха. В конечном итоге количество окон выхлопа воздуха увеличилось с одного до шести.
Окончательная схема воздухо-притоков в СУ-101.
Голубой – всасывание. Розовый – выхлоп.