В процессе постоянно продолжающейся работы над мат.частью, было выяснено (точнее- подмечено
) что рым-болты на верхнем наклонном кормовом листе могут служить достаточно характерным источником информации по бронекорпусу.
Это полезно при анализе фронтовых фотографий, т.к. в подавляющем большинстве случаев, фотография только одна, с одного ракурса, и, если танк повернут кормой к фотографу, шансов выяснить какая у ИСа лобовая броня - не так уж и много...
Попробуем хоть немного провернуть этот мир под себя.
Самые ранние ИСы, с ломаным носом пр-ва завода №200, имели вот такое расположение рымов на ВКД -
В это же время, машины с ломанным носом, пр-ва УЗТМ имели иное расположение этих деталей -
Такая схема, через какое то время, была принята и на заводе №200, машины со спрямленным носом повсеместно ее демонстрируют -
А вот на УЗТМ на этом не остановились.
Со временем эти рымы передвинули ближе к центру, таким образом, что они стали располагаться непосредственно по сторонам от кронштейна орудия по походному -
И тут есть еще один нюанс - не все танки УЗТМ им располагали!
Это видно и на фото ИС-2 из Лешан (совершенно чистая броня там, где должны быть приварки опор кронштейна орудия), которое я привел выше, и на этом фронтовом фото, к примеру (так же по всем признакам машина УЗТМ) -
Что да как - будем еще разбираться, речь пока за рымы, и заводы-изготовители...
Есть подозрение (нужно проверять и проверять) что расположение рымов, указанное выше, связанно с периодом, когда нижний лобовой лист выполнялся на УЗТМ в шип.
Поскольку, самые поздние танки,(пока можно говорить о мае 45-го), с НЛД в накладку, демонстрируют еще одно изменение в расположении рымов, правда уже не на ВКД, а на люке, в нем расположенном -
Такое расположение (впрочем как и все выше) подтверждается фотографиями военного времени -
Некоторый сумбур вносит послевоенная служба ИС-2. При прохождении модернизации, на его корму много чего навесили, и, вероятно, чтобы не мешали наварке различных кронштейнов, расположение рым-болтов привели к "общему знаменателю", расположив их по образцу УЗТМ.
На этом фото видно "шрам" от первоначального расположения рыма, на корпусе пр-ва завода №200, со спрямленным носом -
Для чистоты эксперимента выше приведены фотографии машин из Польши, которые не подвергались модернизации, либо имеют самые минимальные (не советские комплексные) послевоенные доработки.
Практическая ценность всех этих рассуждений, казалось бы частных, тем не менее есть)
С очень высокой долей вероятности, сейчас можно утверждать, что знаменитый танк №234 "Боевая Подруга" имеет корпус с литым носом
Сейчас нет времени и возможности, в ближайшем будущем все это внесу в статью про экстерьер.
Но танчики не ждут, вдруг кому то понадобиться уже сейчас?