Коллега, приветствую!
--- к вопросу о так называемых немецких кабинах Форда... - половым признаком которых является широкая выштамповка на двери (в отличии от двух-трех рунной у Антанты) - это не немецкая кабина а европейская - и её с небольшими вариациями приблизительно с 39-го кроме немчуры выпускали -
Не поможете прояснить признаки для классификации машин ? к сожалению мне не удалось найти сколько нибудь надежной вводной информации - все мои предположения построены на сравнении фоток и обсуждений с разны форумов.
был бы благодарен за помощь с критериями для идентификации
насколько я понял - после завоевания Европы немцы наладили плотную кооперацию между заводами
(Кельн, Франция-Poissy, Голландия-Амстердам, Румыния-Бухарест, Венгрия(MAVAG), наверное в какой-то степени в Копенгагене, Антверпене, Роттердами, возможно DAF)
что могло предполагать перевоз оборудования и оптимизацию в работе смежников).
ну, это из таких заметок:
http://www.fomcc.de/belgien.htmThe plant in Antwerp remained intact and produced since June again commercial vehicles with Belgian and Cologne parts, but soon production was on military trucks retrofitted. Edsel Ford himself approved the continuation of production. Until the USA entered the war in December 1941 still tools and vehicle parts from Dearborn were shipped in areas controlled by Germany works.
....
The model range of the works under German control was unified, but the Cologne plant had always priority; so 232 machines were in total dismantling of foreign plants and shipped to the Rhine.
By 1942, around forty were trucks for the Wehrmacht per day in Antwerp, built after the destruction of the French factory in Poissy in March there were bottlenecks and the number fell to seven or eight per day. By the summer they slowly rose again to around fourteen, like English intelligence found out. The parts still came from all over Europe. In addition, Ford Belgium had taken over an area of Fabrique Nationale de Herstal near Liege and read there, finished parts, which were transported
то есть понять где что производилось врядли возможно - скорее перемешивалось на заводах финальной сборки.
Также непонятно исходное состояние заводов с точки зрения полноты производственного цикла.
так, например, румынское отделение и DAF вполне могли являться чисто сборочными предприятиями.
В частности по европейской/немецкой кабине вопросы:
1) французы -
О приведенной фотке V3000 - из понятных мне признаков вроде выглядит как типичный V3000 выпуска ближе к позднему (но еще остались большие фары), каковых довольно много.
какие приметы по этой машине говорят о ее французском происхождении ?
хотелось бы их выявить для сортировки архива. ибо пока есть некоторая путаница
- с 1934 г. говорится о сотрудничестве с конторой Chausson, которая поставляла кузова
http://www.fomcc.de/saf.htm:
In October 1934 the company founded together Matford . The V8 engines and transmissions now came from France, the bodies delivered Chausson .
при этом на страничке про Chausson
http://www.fomcc.de/fordsetzung/07_1/07_1_6.htm говорится что завод в Poissy не имел прессового и литейного производства
The French Ford plant in Poissy was missing both its own press shop and a foundry. How did the collaboration with Chausson, who delivered the bodies to Poissy and the Alsace to Mathis.
т.е. при таком раскладе вызывает вопрос даже собственное производство морд, а тем более кабин.
Вот тут приводится пример как это дейстовало после войны:
http://forums.motorlegend.com/vb/showthread.php?p=698529Тягач вероятно F598 (заметен уступ между кабиной и моторным отсеком) везет 9 кузовов на сборочный завод в Poissy
Dominique Pagneux 50s Crates Versailles grouped by 9 out of the factory Shoe Genevilliers to be assembled at Ford in Poissy. Tractor Ford V8
- про производство во время оккупации упоминается следующее:
http://www.fomcc.de/saf.htm:
Poissy now delivered spare parts and trucks for Ford Cologne , the first truck from the new plant. It also produced engines for Antwerp
...
As of February 1943, the construction of one's own truck was set in favor of the Cologne type in Poissy. The quality, however, remained poor. 1942 bombed the Royal Air Force four times the work and caused great damage.
Т.е. поставлял детали для грузовиков смежникам, сам до февраля 1943 производил грузовые матфорды (видимо имеются ввиду F917 и F11)
- после войны появляется F598, издали похожий на мод 1940 / V3000
некоторые соображения есть тут:
http://www.acemodel.com.ua/forum/viewtopic.php?t=5218&postdays=0&postorder=asc&start=120с точки зрения жестянок от V3000 внешне он отличается кабиной (расширенная от V8-51) и капотом - он гладкий, без выштамповок.
т.е. это означает что франзуцы в 1944 г. где-то откопали оснастку на кабину 1935 года, где-то пролежавшую 6 или более лет в запасе (не видно чтобы она использовалась)
их ли исходно это оснастка - тоже вопрос: на грузовике мод 1938г сделанных по заказу для авиаторов кабина нестандартная.
и упростили оснастку на капот или сделали новую на аналогичный по геометрии.
т.е. тут можно предположить что либо у них вообще не было кабины кельнского типа ни до войны ни во время, либо оснастка была утеряна при упоминаемых бомбежка завода в Poissy английской авиацией в 1942 г.
(что врядли, поскольку более вероятным видится поставка штамповки с Chausson.
2) румыны -
- опять же, какие есть характерные признаки того, что данная машина произведена в Румынии ?
встречал только упоминание о популярности односкатных колес, других же отличий не вижу.
Вернее одно отличие есть - редкое "приплюснутое крыло", более угловатое чем исходный американский тип.
но опять же - таки машин полно в вермахте и люфтваффе, как с жесткой кабиной так и с мягкой и причин сопоставить этот тип с румынами вроде тоже не видно.
Второе сомнение - опять же румынская кабина. на фотках на предыдущих страницах приводятся зенитные машины, с комментарием что стекло плоское несмотря на перемычку,
однако мне кабина кажется более округлой чем кельнская (которая в унаследовала основные очертания от американской модели 1935). то есть другая. жалко рун на двери не видно.
А вот топливозаправщики, производимые румынами (ну, или выдаваемые румынскими форумчанами за таковые) явно имеют кельнский стиль кабины.
С учетом упоминаний о том что завод, являвшийся филиалом британского подразделения Форда встал раньше из-за прекращения поставок от материнской компании после объявления войны,
можно предположить что до полного цикла им было очень далеко, и то что мы видим у румын похожего на немцев - есть немецкие поставки машинокомплектов или деталей.
(в то время как заводы по американской линии подчинения насколько я понял проработали еще 2 года до декабря 1941)
3) венгры -
тут тоже непонятна степень локализации производства.
из того что видно на фотографиях, ассоциируемых с Венграми видимы отличий от немецких я не нашел вообще.
(ну, не считая Мармонов, с поднятой из-за моста мордой).
я бы предположил что тут также сборка из машинокомплектов с невысокой степенью локализации производства.
4) голландцы - но эти уже вроде с середины войны...
Теоретически они могли получать кабины из Кельна так же как двигатели из Франции.
но тут непонятно другое - судя по десяткам фотографий (сопоставимо с нестандартными кабинами) машин дизайна 1938 и 1940 годов чисто американской стилистики (но с накладными зализанными подфарниками голландского типа на мод 1940) - имелась как минимум массовая сборка из комлектующих, а возможно и оснастка для штамповки деталей кабин американского типа.
Учитывая замечания о том что бенилюксовские заводы были завачены немцами без повреждений - наверное, если бы была оснастка ее бы продолжили использовать и в оккупационный период.
к сожалению не вижу способа сделать выводы о реальной дате производства голландских машин машинам дизайна 1940 г.
.... - это не немецкая кабина а европейская
Собственно немцы - производили ли они сами кабины на фордовском заводе или это делали смежники?
Сами немцы вообще избегают освящать чем компании занимались во время войны. по "топовым" танковым и самолетным силами заинтересованной мировой общественности информации пошарено много, а по небольшим конторкам - энтузиастов внешних энтузиастов маловато, а сами афишировать не хотели...
В приложении к кабинам и кузовам периодически упоминается контора Papler. до войны и после делала кузова для легковушек.
в интересующий нас период упоминается сотрудничество с Фордом но детали совсем рызмыты. конкретно говорится о кабинах и кузовах, но опять же невнятно
http://www.fomcc.de/fordsetzung/03_1/03_1_4.htmи вот тут цитатка есть интересная:
http://www.mapleleafup.net/forums/showthread.php?t=1619&page=2Ford-Werke had in storage at the PAPLER KAROSSERIEWERK GmbH in Koln-Niehl 83 completed driver's' cabs which were destroyed in March 1945 as a result of enemy action, value RM 234,371, and they were new In addition 46 new trucks were lost in Bad Deutsch-Altenburg...the plant of FORD-WERKE A.G. WIEN, GmbH. Ford took over the building in Autumn/Fall 1944 where truck engines, axles, transmissions, and other machinery were manufactured.
непонятно конечно - имеются ввиду кабины производимые Papler или хранимые в помещениях этой конторы, перешедши под контроль Форда. да и тип кабин не указан. в 1945 году это вполне могли быть эрзац.
В общем на данный момент получается что у меня нет ни одного надежного источника информации (что не удивительно - я же в исторические архивы не лазил, а так, по верхушкам ключевые слава посикал) , только "соображения" полученные в результате сравнения разных фотографий. Поэтому все мои выводы можно назвать "более-менее вероятными гипотезами". но хоть какая-то картинка в голове появляется.