Прошло уже более 4-х лет с момента последнего обновления по работе над СУ-101. За это время успел вернуться на историческую родину в г. Казань, обустроиться и обжиться. Благодаря Алексею Макарову, Юрию Пашолок и Андрею Новицкому, а так же приобретению книги «Свердловские СУшки» поднакопилась информация, ответившая на большинство нерешенных на тот момент вопросов.
И самое главное, что наконец то появилось время продолжить работу над моделью.
1. Броневой колпак бортового редуктора.
Первоначально, из-за скудности информации я его вычертил упрощенно, отобразив только понятные на тот период моменты. Получились как то так.
Так как в планах не было задачи копирования колпаков, то вырастил я их одинаковыми в количестве 2 штук с прицелом на дальнейшие доработки.
Когда появилась полноценная информация по колпакам, то они были доработаны. Интересной особенностью данной конструкции является то, что бронирование колпака выполнено дифференцированно. Лоб максимально забронирован, верхняя часть – бронировка средней толщины, ну а низ слабо бронирован (75, 60 и 44 мм соответственно).
2. Установка колпака на бортовом листе проводилась на заранее подготовленную поверхность, выполненную путём фрезерования бортового листа на глубину в 5 мм.
3. Кронштейн балансира до сих пор остается загадкой. Пришлось додумывать его конструкцию исходя из имеющейся графики по Т-44, а так же по фотографиям кронштейна на СУ-101. В итоге получился некий обобщенный образ, который был распечатан в 10-ти экземплярах и установлен на модель. После этого была проведена обварка листов днища с установкой на нем сливных пробок, аналогичных по конструкции пробкам на Т-44.
Здорово помогла информация по основным сварным соединениям корпуса самоходки, из которой можно было узнать каков вид соединения листов в том или ином месте, а так же толщину сварного шва.
4. ВЛД устанавливалась с использованием шипового соединения. На фотографиях его не особо видно, т.к. оно прикрывается надгусеничными полками.
После установки ВЛД и НЛД борта в районе колпаков редукторов были усилены дополнительными накладками.
5. Сейчас заканчиваю неподвижную бронировку пушки и дорабатываю подвижную.
Неподвижная была нарощена по 1,0 мм с обоих сторон и даже на крышу пришлось наложить пластик той же толщины. Ширина маски вычислялась приблизительно, путем сопоставления фото и чертежей. Для проверки геометрии маски в продольном направлении был изготовлен шаблон на основе заводских чертежей. На удивление маска Трампа практически точно совпала с чертежами. Для соблюдения шарообразности был сделан второй шаблон, по которому и наращивались бока маски.
Давно уже было подмечено, что ствол у СУ-101 от трампа больше похож на 85-ти миллиметровый ствол, соответственно посадочное отверстие в подвижной маске (для ствола Д-10СК) было маловато. Да и сами форма маски не вызывала доверия. Для приведения последней в чувство пришлось сделать шаблон, в которой и была помещена маска от трампа. Итог печален – надо опять все наращивать.
P.S. Модель от Трампа была прикуплена в момент её выпуска в надежде заимствования каких либо достоверных деталей. Увы и ах, надежды не оправдались.