Хотел бы поднять вопрос по поздним корпусам ЧКЗ.
Как известно, они собраны "в нахлест" - в частности, у них есть характерные ступеньки по линии соединения крыши боевого отделения, с бортом корпуса, и в районе соединения днища, опять же с бортовым листом.
Мне казалось логичным предположение, что бортовой лист - в целях облечения корпуса , или в целях экономии проката (а может одновременно и для того и для того) вырезали более узким. Именно из за этого образовывались ступеньки в местах его сопряжения с листами крыши и днища (кстати и местах сопряжения с НКД и НЛД тоже).
При этом все элементы ходовой оставались на своих местах, по сути конструктивных изменений, в конструкцию движителя не вносилось.
Однако, недавно (в связи с подготовкой постройки модели) более пристально обратил внимание на статью «КВ от Трубача. Взгляд ниже "пояса"»
http://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=791В частности на этот абзац -
2. Передний лист днища наползает на НЛД, образуя ступеньку.
3. Листы днища установлены в "накладку" на торец бортового листа. В связи с этим круглый фланец бортового кронштейна сместился вниз и нижней своей частью нависает над торцом борта (фото 24).На фото, выложенном в статье (а так же на фото КВ-1 из Паролы) действительно видно ступеньку между днищем и гнутой носовой деталью, помимо нахлеста днища на бортовой лист.
Действительно, такой вариант (как в статье), получить лишь уменьшением высоты, бортового листа, не получится - ступенька между днищем и бортом будет, а вот между НЛД и днищем - нет.
Так, понимаю, именно из за этого возникло предположение, что изменялась не высота борта, а лист днища накладывался снизу, а свес кронштейнов балнсиров произошел из за их сдвига книзу.
Однако, возникает вопрос.
Если были опущены книзу кронштейны балансиров (ориентировочно на 2 см.), то и ограничители их хода должны быть опущены тоже. При этом измениться расстояние между верхней и нижней ветвями гусеницы. Не знаю, насколько это критично для гусеничного движетеля, но определенные сомнения все же есть. Как ни крути - это уже конструктивные изменения в ходовой части.
Не может ли быть эта ступенька - между НЛД и передним листом днища - образована из за того, что 40 мм. лист передней части днища стал монтироваться по иному?
Как понимаю, раньше стык разнотолщинных листов днища был обращен внутрь корпуса? Может быть в последствии было сделано наоборот?
Если это где то ранее обсуждалось - поделитесь ссылкой, пожалуйста