1942 Поздние сталинградские литые башни-пирожки ;
Сайт ортодоксальных моделистов
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: 1942 Поздние сталинградские литые башни-пирожки  (Прочитано 1812 раз)


Коллеги, приветствую,
в попытке осознать применимость башен, обратил внимание на вот такой тип, встречающийся на Сталинградских Т-34, видимо летом 1942 г.


Информацию искал в статье Александра Ряслова https://riaslov.livejournal.com/3485.html и привязанном к ней фотоальбоме.
Вторая статья - "Омские танки с коломенскими башнями" https://riaslov.livejournal.com/12010.html, там тоже есть похожие (а есть и непохожие)
На картинке 2 верхних левых фрагмента как раз из последней статьи.
Красным отмечены литьевые швы, синим - плоский "полигон", не имеющий ступенек, характерных для большинства других пирожков
- Как вы считаете - отливка башен одна ?


С подобной башней есть еще фотография
Взято отсюда, https://fotoload.ru/foto/492639/1920x1080/, с подписью
"Разместил Виктор Ефимов. Альбом Сталинград. 1942.Теги: танк, великая отечественная, 1942, сталинград. Но пишут и как Ворошиловград (Луганск). Не проверить."


Такая отливка характеризуется прямым литьевым швом, поднимающимся по скуле. Насколько понимаю, иногда упоминается как "срезанная скула", но имхо, на некоторых фотографиях такое впечатление - следствие игры теней.
В отливках есть некоторые различия - иногда слегка присутствует горизонтальный шов или его передняя часть, иногда борт практически плоский.
Насколько заметил, на СТЗ такие башни встречаются только с острой бронировкой ПОУ, что позволяет как-то датировать начало их выпуска
В статье про СТЗ фигурируют даты, правда больше относящиеся к конструкции башен, а бронировка ПОУ указана "заодно". Из этого напрашивается вывод о сроках апрель-июнь 1942
В 1942 г. на танки производства СТЗ устанавливались 2 основных вида литых башен: с кормовой дверцей на 6 болтах и старой бронировкой ПОУ, с глухой кормой (с 06.1942) и спрямлённой бронировкой ПОУ; и 2 основных вида сварных башен: с кормовой дверцей на 8 болтах и старой бронировкой ПОУ, с приваренной кормовой дверцей (до конца 04.1942), скошенными скулами (с 04.1942) и спрямлённой бронировкой ПОУ; а также несколько переходных вариантов.
- Есть ли более конкретная привязка ?

По источникам отливок, попытался скомпилировать планы поставок на основе приказа НКТП 334сс апреля 1942 на второй квартал (с сайта Алексея Макарова https://t34inform.ru/doc/1942-04-12_Ord_NKTP_334cc.html)
В нем упомянуто, что на завод 264 отливки башен должны были дать Коломенский и Ворошиловградский заводы (в документе написано Ворошиловский, но возможно имелось ввиду Ворошиловградский, в Луганске) 800 шт.
Помимо этого, указывается план 250 шт литых башен с завода № 200 но там видимо должны быть гайки (34-30-476 Башня, 34-30-475 Лобовой щит башни) и 250 корпусов (не совсем понятно, с башнями или без с УЗТМ).
А еще 40 бронекорпусов (с башней в комплекте) должен был поставить № 112 непосредственно на СТЗ.
Это при плане выпуска на СТЗ 1045 штук танков.
- То есть, по идее во втором квартале 1942 отливки для пирожков завод №264 должен был получать только с двух мест.
В июле Ворошиловградский завод уже будет эвакуирован в Алма-Ату и Омск (в состав № 174).

Можно предположить, что этот тип башен отливался или в Коломне или в Ворошиловграде, а после закрытия либо Ворошиловградского/Луганского либо 264 завода, литье в какой-то мере поставлялось на завод 174, где собиралось в башню в изменном виде - смотровой прибор другой, отверстия под пистолетные порты не высверлены.
Либо, если это Ворошиловградский завод - в Омск приехал вместе с формами.
Посмотрю еще какие фигуры литья встречались на танках СТЗ во 2-3 кварталах. Пока кажется что второй тип башен - типа горьковской, но без выраженной "юбки" - с более гладким переходом борта на основание.

- Есть ли какие соображения на этот счет ?

« Последнее редактирование: 24 Апрель, 2020, 09:31:43 от IvanP »
Записан

Текущая гипотеза - это отливки Ворошиловградского завода. А те из них которые встречаются на машинах 174 завода - возможно задел, эвакуированный вместе с заводом в Омск, в состав № 174.


Другой тип башен, с плавным швом на скуле более массовый, и применяться начал задолго до введения острой бронировки ПОУ в марте 1942г. Вероятно отлит на Кулебакском заводе №178 НКТП.
Возможно источник один просто формы со временем немного изменялись:



Текущее понимание схемы кооперации по корпусам и башням (план, не факт) выглядит так


Если кто темой интересуется - вопрос переехал на маленький форум:  https://www.format72.ru/viewtopic.php?t=75&start=270, там движуха получилась поактивнее.
« Последнее редактирование: 24 Апрель, 2020, 09:54:46 от IvanP »
Записан