Модель вагона метрополитена 81-550 в 1:43 ;
Сайт ортодоксальных моделистов
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Модель вагона метрополитена 81-550 в 1:43  (Прочитано 9246 раз)

Nomernoy

Санкт-Петербург
  • Метроэнциклопедист

Приветствую всех ортодоксальных и не очень!
Возможно тематика моей модели не очень подходит для данного форума и моделист я с относительно небольшим стажем, но тем не менее я расчитываю получить здесь полезные советы бывалых, выслушать критику и поделиться своим небольшим опытом.

Итак, для начала расскажу о прототипе собираемой модели.
Вагоны модели 81-550/551/552 являлись опытными. 81-550 - головной моторный, 81-551 - промежуточный моторный и 81-552 - промежуточный прицепной. Данные вагоны имели асинхронный тяговый привод, измененный по сравнению с базовой моделью салонокомплект, систему принудительной вентиляции (7 вентиляционных агрегатов, расположенных на потолке салона). Большие салонные окна вагонов для уменьшения шума при движении были сделаны без форточек. В качестве еще одной особенности вагонов стоит упомянуть отсутствие кондуитов для подвагонных силовых цепей и цепей управления - вместо них по продольной оси вагона был размещен единый короб. На маске головного вагона была предусмотрена дверь аварийного выхода на путь на левую по ходу движения сторону. Окрас вагонов был комбинированный: маска головного вагона, крыша, торцы и нижний пояс рамы были окрашены в белый цвет, боковины - в темно-синий. На боковых дверях вагонов вместо привычных галок(V) и иксов(X) красовались две аккуратные стрелочки белого цвета. Вагоны были изготовлены в 1992 году и переданы в ТЧ-1 Автово Петербургского метрополитена для прохождения испытаний. В декабре 1995 года опытный состав был продемонстрирован общественности на станции Площадь Восстания в день 40-летнего юбилея метро. Руководство метрополитена обещало, что будет налажен серийный выпуск данной модели, но этим обещаниям было не суждено сбыться. В 1996 году вагоны были отправлены обратно на ЗАО "Вагонмаш", где впоследствии были переделаны в вагоны модели 81-540.1/541.1, которую и по сей день можно встретить на второй (московско-петроградской) линии Петербургского метрополитена. Вагоны утратили свой былой экстерьер, сквозной проход из кабины был заварен. Оригинальные фары и габаритные фонари уступили место стандартным комплектам оптики от базовой на тот момент модели 81-717.5.


   К великому сожалению фотографий оригинального поезда очень мало. В интернете имеется всего 4 фотографии в маленьком разрешении, с сайта vagon.metro.ru. Остальные снимки мне пришлось собирать по крупицам в течение последних нескольких лет, сейчас их можно увидеть на сайте metro.vpeterburge.ru в вагонном разделе. Великое подспорье оказал технический архив ЗАО "Вагонмаш", где удалось найти негативы черно-белой пленки с испытаний опытных вагонов в депо.
   Начинать собирать вагон я решил по реально существующей заводской технологии сборки вагонов масштаба 1:1, без существенных упрощений. Первым этапом стала рама.
Проблема на этом этапе была в том, что найти заводские чертежи было просто невозможно, даже на самом заводе. Для изготовления чертежа вагона 81-550 я взял за основу чертеж другого вагона, модели 81-553.3. Эти вагоны были выпущены малой серией (5 составов) в 2005 году к пуску I-ой очереди Казанского метрополитена.

После детального изучения фотографий и чертежей "казанцев" я пришел к выводу, что рамы у обоих вагонов идентичные. В принципе это было бы разумно с технологической точки зрения кузовщиков вагонного завода - зачем было изобретать велосипед, если уже имелась в загашнике конструкторская документация на новую раму с удлиненной кабиной?
Перечертив чертеж, у меня получилось следующее:

В реальных вагонах метро в качестве поясов рамы используется швеллер №18. Для его имитации я прикупил профиль Evergreen №266. Поскольку модель собирается в масштабе 1:43, то на деле высота швеллера должна была составить 4.2 мм. Я решил взять швеллер повыше (4.8 мм) для большей жесткости и удобства работы. Разницу в 0.6 мм я решил скомпенсировать за счет вертикальных элементов кузова (боковин и торцевин).
В конечном итоге получилось следующее:

Далее я приступил к изготовлению боковин кузова. Использовал пластик толщиной 1 мм.
После прорезки окон и дверных проёмов я решил попробовать сделать гофры. Для их имитации был приобретен Эвергриновский полукруглый профиль №240 с диаметром 1мм. Реальный гофр, конечно, имеет иное сечение:

Но я решил поступить по-проще, так как не было понимания как воплотить реальный контур.
Для имитации декоративного молдинга, закрывающего сварной шов верхнего и нижнего листов боковины, я использовал 3 полоски: 2 полосы 0.25х0.5мм по краям и по центру полоса 0.5х2.0мм.
Вот конечный результат на сегодняшний день:

Гофры и молдинг клеился затекающим клеем Tamiya. Имеется проблема в закруглении молдинга в районе дверных створок. Пробовал зажигалкой нагревать - но полоски оплавляются и деформируются. Может кто чего посоветовать?
Сейчас занимаюсь прорезкой окон и дверей второй боковины. Параллельно делаю мастер-модель сидения, но об этом в следующий раз.
Спасибо за внимание!
« Последнее редактирование: 29 Март, 2012, 14:47:45 от Nomernoy »
Записан
«За связь без брака!»

турист

  • Активные пользователи
Re: Модель вагона метрополитена 81-550 в 1:43
« Ответ #1 : 29 Март, 2012, 16:38:03 »

гофры можно попробовать феном, пластик не плывет, ли бо сделать мастер снять форму эпоксилином и выдавить нагретым пластиком (способ от В.Шайкинa aka IVANOV)
Записан

Nomernoy

Санкт-Петербург
  • Метроэнциклопедист
Re: Модель вагона метрополитена 81-550 в 1:43
« Ответ #2 : 09 Апрель, 2012, 11:38:35 »

Сегодня хотелось бы рассказать про сидения.
У опытного состава опытным должно быть всё - даже сидения, как оказалось.
Салоны вагонов мод. 81-550/551/552 были оборудованы раздельными сидениями из пластика с хитрой ортопедической формой.
К великому сожалению имеется лишь один единственный снимок из газеты 1995 года.


Понять точно геометрию из этого снимка было бы сложно, но тут я вспомнил про снимки салона опытного вагона 81-561 «Ритор», который в течение 10 лет с 1993 по 2003 испытывался в одном из депо г.Санкт-Петербурга.

Эти красные сидения уже лет 5 вызывали сомнения у меня и я склонен сейчас считать, что это и есть те самые сидения. Протитип моей модели был переделан в 1997 году (то есть оригинальные сидения были демонтированы, уступив место обычным диванам из кож.заменителя), красные сидения на снимке запечатлены в 2002 году. Также аналогичные сидения я видел на территории завода Вагонмаш на заднем дворе в 2006 году (причем они уже были сильно выгоревшими - белёсыми). Вероятно их надо было куда-то деть и одну партию на один вагон поставили в 81-561 «Ритор». Единственно, что смущает - на ч/б снимке кажется, что сидения были еще более темными, бордовыми, но они опять же могли выгореть на солнце из-за ненадлежащего хранения.

В общем говоря попробовал снять размеры с фотографии. Для этого воспользовался Автокадом и вот что у меня получилось:


Может я конечно и наврал с наклоном спинки, но на модели это можно будет исправить.
Далее я изготовил мастер-модель сидушки из 6-ти полосок пластика толщиной 2мм. Процесс был мучительный, должного результата не получалось (я сделал ошибку, склеив полоски супермоментом, а не модельным клеем - стыки между полосками были очень выраженными + никак не получалась равномерная форма по всей площади), но один мой хороший друг порекомендовал наклеть сверху пластик толщиной 0.25мм. Донором пластика выступил небезызвестный Доширак. И о чудо - после доводки шкурочкой и надфилёчками сидение стало мне нравиться.

Далее приступил к изготовлению спинки. Успел подготовить пока одну полосу, да и то еще доводить надо в верхней части:

Может кто посоветует как можно упростить производство мастер модели в подобных случаях?

И последним действием стала формовка сидушки. Пользуясь случаем хочу поблагодарить Владимира Шайкина за технологию!
Сделал коробочку из пластика, оставив 1 см от края мастер-модели до стенок. Высоту стенок сделал также 1 см. Интересует также совет по оптимальности этих расстояний, чтобы и материал литьевой сберечь и в то же время чтобы форма была долговечной и прочной.

В качестве материала для формовки я использовал двухкомпонентный силикон Пентэласт марки 750Б. Вязкий как мёд.
Вот, чем закончился вчерашний вечер:


Спасибо за внимание!
Записан
«За связь без брака!»

Александр Волгин

г. Кострома
  • Администратор
  • Постоянные пользователи
  • Техподдержка
Re: Модель вагона метрополитена 81-550 в 1:43
« Ответ #3 : 09 Апрель, 2012, 11:52:47 »

Может кто посоветует как можно упростить производство мастер модели в подобных случаях?

Может было бы проще склеить каркас из пластика, а дальше "слепить" из 2-х компонентной шпаклевки?
Записан
С уважением, Александр.

Nomernoy

Санкт-Петербург
  • Метроэнциклопедист
Re: Модель вагона метрополитена 81-550 в 1:43
« Ответ #4 : 10 Апрель, 2012, 11:54:49 »

Форма получилась на мой взгляд очень неплохой. Плотная, крепкая и в то же время элластичная. Можно действительно попробовать отформовать что-нибудь с отрицательными углами.
Залил вчера первое сидение. В шприце, которым вымерял отвердитель, остались капельки чернил для струйного принтера красного цвета. При смешивании получился очень симпатичный раствор. Единственный косячок - перелил смолы в форму (думал предупредить усадки), но с помощью напильника, надфиля и шкурки этот недостаток я исправлю.
Вот краткая фотохронь:


После относительно удачной отливки из пентэластовой формы хотелось бы проконсультироваться относительно молдинга. Как можно отформовать такую деталь и можно ли вообще?
Интересует именно закругление декоративного пояса (молдинга) в районе дверных проёмов:

Сделал в Автокаде 3Д модельку этого места:


Спасибо за внимание!
Записан
«За связь без брака!»

Александр Волгин

г. Кострома
  • Администратор
  • Постоянные пользователи
  • Техподдержка
Re: Модель вагона метрополитена 81-550 в 1:43
« Ответ #5 : 10 Апрель, 2012, 12:23:10 »

Интересует именно закругление декоративного пояса (молдинга) в районе дверных проёмов:


В разъемную форму.
Записан
С уважением, Александр.

IVANOV

СПб
  • Постоянные пользователи
  • "Коллекционер электрических фотографий"
Re: Модель вагона метрополитена 81-550 в 1:43
« Ответ #6 : 17 Апрель, 2012, 11:48:47 »

Единственный косячок - перелил смолы в форму (думал предупредить усадки), но с помощью напильника, надфиля и шкурки этот недостаток я исправлю.

Так как сидушек предстоит формовать достаточно много, то чтобы потом не сошлифовывать каждую деталь, лучше сразу отливать их в разъёмную форму.
В эту тоже можно отливать, просто нужно сделать для неё "крышку" - из того же силикона нужно сформовать брусок или другой формы деталь как минимум с одной плоской поверхностью.
Залив смолу в форму, накрываем её получившейся "крышкой" - излишки смолы выдавятся в плоскость разъема формы в виде облоя, который потом будет гораздо проще удалить, нежели стачивать выпуклую обратную поверхность детали из открытой формы.
Записан
С уважением, Владимир.