БронеТехника, колесная техника и артиллерия > Колесная техника, полугусеничная и бронетехника на их базе.

Sd.Kfz. 251 !МАТЧАСТЬ! - устройство, компоновка.

(1/168) > >>

Andrey Tolkalin:
Вступление.
На заре своего увлечения моделизмом интерес почти сразу сместился в сторону немецкой бронетехники периода WWII. Как художника меня привлекал готический дизайн в немецкой технике той поры. Наиболее ярко этот стиль проявился в конструкционных особенностях «классических» траков к полугусеничникам.



Во многом благодаря именно этим тракам,   я и увлекся немецкими полугусеничниками.
Поэтому и рассмотрение матчасти 251-х решил начать с нюансов ходовой и именно с траков.
Поскольку существует много книг по полугусеничникам  и 251м в частности с описанием истории их создания, техническим характеристикам, прототипам и т.д.,  я не планирую подробно на этом останавливаться, только может быть в редких случаях будет всплывать общедоступная информация.
Основной упор хочется сделать на нюансы в матчасти, некоторые детали, которые далеко не во всех книгах учитываются, но тем не менее ИМЕЮТ МЕСТО БЫТЬ и могут помочь в создании более-менее достоверной модели.
Рассматриваться будут только шасси начиная с HL kl 6 и далее. Предыдущие, насколько мне известно, к Sd.Kfz. 251 отношения не имеют.

P.S. Поскольку не считаю свои знания в этой теме всеобъемлющими, то буду признателен любой информации, которая поможет дополнить или исправить выложенный материал. Единственное пожелание – по возможности, предложения писать в личку, чтобы можно было редактировать информацию в соответствующем разделе без излишнего раздувания темы.

Andrey Tolkalin:
«Классическим» я буду называть трак, который был универсален по своему внешнему виду и конструктивным особенностям и стоял практически на ВСЕХ типах полугусеничников, которые создавались во второй половине 30х годов (на заре создания армии «блицкрига») независимо от завода производителя – это и Sd.Kfz. 10 и Sd.Kfz. 11, Sd.Kfz. 6 и Sd.Kfz. 7, Sd.Kfz.8 и Sd.Kfz. 9. За исключением разве что кеттенкрада. Разница между траками была в первую очередь в размерах(ширина, высота, шаг и т.д.) и небольших деталях, но у всех у них в конструкции присутствуют три пары т.н. «аркбутанов» (термин придуман мной – возможно в реальности эти детали у немцев назывались по-другому, но мне такого названия еще не попадалось) . Ранний трак на Sd.Kfz. 10 имел больше всего отличий от  среднего «классического» трака. Он был почти полностью лишен средних «аркбутанов» , но какие-то их зачатки, тем не менее, все равно остались:



«Классический»  трак был достаточно сложен как в конструкции, так и в обслуживании. В среднем кол-во деталей, из которых состоял трак, было в районе 25-ти штук. Основная деталь трака (А) должа была отливаться в очень сложную литьевую форму, поэтому не исключаю того, что трак мог быть частично сварным (этот момент нужно еще уточнять).



Во многом из-за этого НИ ОДИН из производителей моделей и афтемаркета к ним не выпускает ПОЛНОСТЬЮ копийного (в плане деталировки) «классического» трака. Все траки выполнены с определенной долей условности, даже те, которые отлиты в несколько деталей.
Ниже рисунки (не чертежи) с разрезами, которые позволяют во многом оценить сложность конструкции в основном тех же «аркбутанов», которые имели не одинаковое сечение.



К сожалению, до сих пор не было возможности подержать в руках настоящий «классический» трак, поэтому в своих выводах в основном опираюсь на большое кол-во фотографий оригинальных траков и рисунки из немецких мануалов. Поэтому возможны некоторые неточности в деталировке. Со временем, если всплывут новые нюансы можно будет отредактировать как рисунки так и описание к ним.

Далее перехожу конкретно к типам траков семейства Sd.Kfz. 11/ 251.

Andrey Tolkalin:
Для начала перечислю фирмы изготовители траков. Это:
1) Karl Ritscher G.m.b.H из Гамбурга.
2) Siemag из Зигена
3) Adlerwerke AG из Франкфурта
4) werke Karl Michler G.m.b.H.

1) Самый первый трак, который использовался при «обувке» 11/251-х:
Zgw 50-280-140  Gummipolster W200 (он же изображен на рисунке из немецкого мануала в предыдущем посте)
Этот трак производился фирмой Karl Ritscher G.m.b.H из Гамбурга.



Основное отличие этого типа траков от последующих – это размер и форма резинового бандажа и «ванночки», в которую он крепился.
Такие траки стояли на прототипе шасси HL kl 6, ранних версиях Sd.Kfz. 11 и на шасси Sd.Kfz. 251 Ausf.A и B .
Ниже фото аж  Sd.Kfz.251/9 Ausf D , в гусеничную ленту которого затесался похожий трак (по размеру и форме бандажа - ванночка под бандаж похоже стандартная. Так что возможно, что это и не Zgw_50_280_140):



НИКТО из производителей моделей НЕ ВЫПУСКАЕТ этот трак, хотя на фотографиях вплоть до 40го года встречаются как тягачи так и ханомаги с такими траками.

Следующие типы траков начали ставить на Sd.Kfz.251 начиная с шасси версии С. Их производили уже другие 3 фирмы.
Траки имели разную форму и деталировку предположительно из-за особенностей пр-ва на разных заводах. Кроме того они претерпевали изменения в целях экономии стратегических материалов (та же резина) либо упрощения конструкции дабы повысить скорость производства.

2) Самый распространенный трак Zgw 5001-280-140 Gummipolster W302, который встречался практически на всех версиях Sd.Kfz. 11/ 251 вплоть до самого конца войны.



По сравнению с предыдущим траком изменились форма, объем и вес резинового бандажа и несколько изменилась конструкция "ванны" под бандаж. Вполне возможно, что изменение "ванны" происходило не одновременно с изменением бандажа, поскольку есть известные фото 40го года, на которых "ванна" еще старая, а бандаж уже новый.



В течении войны изменения в деталировке трака Zgw 5001-280-140 Gummipolster W302 касались в основном колличества круглых отверстий в беговой дорожке трака, вплоть до полного их исключения.
Изначально их было 6

3) Zgw 5001-280-140 Gummipolster W302 с 4мя отверстиями.


4) Zgw 5001-280-140 Gummipolster W302 с 2мя отверстиями (ближе к бандажу).


5) Zgw 5001-280-140 Gummipolster W302 с 2мя отверстиями (дальше от бандажа).


6) Zgw 5001-280-140 Gummipolster W302 без отверстий.


7) Zpw 5001-280-140 Gummipolster W302 производился параллельно с траками Zgw 5001-280-140 начиная с версии Ausf.С (с измененным литьем стальной части трака – полный отказ от т.н. «аркбутанов». Видимо это было связано с возможностями литья завода изготовителя)

Ниже на фото Sd.Kfz 251 Ausf.A (ungepanzerter) как раз с такими траками:


8 ) Stahllaufketten mit Stahlkappen. Этот трак был экспериментальным (искался способ сэкономить на резине - полностью отказавшись от резинового бандажа)Появился в феврале 1944года и производился не  долго. В связи с участившимися поломками ханомагов от него решено было отказаться.


9) Stahllaufketten mit Gummipolster W112 g. С 1 июля 1944 года вместо Stahlkappen возвращается резиновый бандаж, но меньшего размера по высоте и ширине, чем ранее и с полукруглыми выемками по краю бандажа.

Если мне память не изменяет, такого трака тоже НИКТО в 35м масштабе не производит!

Ниже фото Sd.Kfz. 251 с такими траками, дожившими до наших дней в более менее приличном состоянии (не исключена реконструкция бандажей):


Продолжение следует...

BSV:
Спасибо за статью! Как производитель траков могу сказать, что воспроизвести в  35 масштабе копийный классический трак на немецкий полугусеничник весьма нетривиальная задача, придется упрощать неизбежно. У меня есть настоящий трак, могу "дать поковыряться", в Москве :)
 Пролить такой трак без изрядного утрирования элементов в металле практически невозможно. Мысли сделать в смоле линейку траков на полугусеничники у меня периодически возникают, так что можно попробовать воплотить в жизнь. Есть вопросы, какие типы в принципе стоит запускать, стоит ли делать в варианте с отдельными подушками из резины? Что делать со звездочками под эти траки?

Andrey Tolkalin:
Я тоже ломаю голову на тему воспроизведения "классического" трака. Возможно, что без травленых деталей здесь не обойтись, но боюсь что это будет очень дорогим удовольствием! ;)
А так есть достаточно много типов траков ,которые вообще среди моделей не существуют ни в каком качестве.
По производству траков на полугусеничники предлагаю продолжить обсуждение все же в другой теме:http://www.tigerscorner.ru/index.php?topic=357.0

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии