Renault R35 особенности устройства ;
Сайт ортодоксальных моделистов
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Renault R35 особенности устройства  (Прочитано 4678 раз)

Kordon

  • Пользователи форума
Renault R35 особенности устройства
« : 21 Август, 2016, 12:33:30 »

Всем добрый день!
Недели две назад получил посылочку Renault R35 от Хобби Босса и скажу честно был расстроен. Не то что бы модель не понравилась совсем, конечно она намного богаче Хеллеровского варианта, двигатель, трансмиссия, проработанная ходовая - куча деталей. А где же остальной интерьер? Полез в сеть смотреть мануалы и понял, китайцы просто скопировали разукомплектованный музейный образец из Самюра, причём даже с тем музейным новоделом, который имел место на образце. Конечно кое-какая информация по Renault R35 у меня уже была, что-то нашел сейчас, а кое-что так и осталось тайной. Ну как говорил известный Семен Семеныч Горбунков, "Будем искать".
Опубликованная три года назад на dishmodels.ru прекрасная стать Валерия Стрелкова о танках 21-го танкового батальона, кратко, но емко рассматривала особенности конструкции R35 данной воинской части. Позволю себе наглость дополнить её по некоторым вопросам. Начну так сказать с конца, то есть с хвоста. Хвост для увеличения проходимости танков изобретение французов, которое они устанавливали уже на первых своих танках FT-17. Можно спорить о достоинствах и недостатках данного приспособления, но я думаю, что в условиях инженерной "полосы препятствий" фронта ПМВ французы отдали предпочтение проходимости. Вполне логично, что данное приспособление перекочевало и на танки межвоенного периода. Даже такой длинючий монстр как FCM 2C и тот был оборудован хвостом.
Хвост-удлинитель для танка R35 был оригинальной конструкции и мог быть установлен при условии небольшого дооборудования на танки Renault R35 любых производственных серий, а также на Renault R40. Дабы не повторяться процитирую Валерия Стрелкова - "...Остановлюсь на креплении хвоста-удлинителя – крепился он в четырёх точках. Верхнее и нижнее крепление представляли собой фигурные детали, верхняя с одной проушиной и нижняя с двумя. Верхнее крепление прикручивалось под кожух бронировки выхлопной трубы, нижнее – под сцепное устройство. Правый и левый подкосы хвоста крепились к небольшим проушинам, привёрнутым к основаниям направляющих колёс...". Небольшое уточнение, думаю, что правильнее назвать не "основание направляющих колёс", а механизм натяжения гусеницы. О высоком качестве упоминаемой мною статьи говорит то, что Валерием Стрелковым подобраны даже наиболее информативные фото. Одно из них приведу и я только в большем формате (точки крепления хвоста выделены мною). Рядом для сравнения фото из мануала по R35 без креплений.
 

Могу порадовать моделистов три из четырёх креплений можно увидеть вживую на танке R35, находящемся в Кубинском музее (если их конечно уже не скрутили). Фото узлов Кубинского R35 с деталями крепления хвоста, рядом для сравнения те же узлы танка только без креплений (R35 из US Army Ordnance Museum in Aberdeen).
Общий вид
 

Левое крепление
 

Правое крепление
 

Нижнее крепление
 

Для тех, у кого модели Хобби Босса на руках нет, поясню, что хвост в комплект модели не входит. Видел я в сети смолянные хвосты о качестве судить не могу, но на одном фото верхнее крепление на несколько мм ниже края бронировки выхлопа. Лично я планирую делать хвост самостоятельно, благо давно нашел его прекрасные чертежи в двух видах.
Выкладываю их немного в уменьшенном размере и более контрастными в формате JPEG, так сказать для ознакомления. Если у кого будет желание делать хвост, скажите, выложу с читаемыми размерами в формате TIFF.

Сейчас небольшой перерыв в следующем посте попробую заглянуть в боевое отделение танка.
Записан

Kordon

  • Пользователи форума
Re: Renault R35 особенности устройства
« Ответ #1 : 21 Август, 2016, 17:57:36 »

Пройдемся по башне. Во множестве найденных мною ТТХ по Renault R35, а также и по Hotchkiss H35 указано, что на танках в качестве основного вооружения использовалась 37-мм полуавтоматическая пушка обр.1918г. (Canon de 37 mm SA modèle 1918) или сокращенно SA18. Эта информация является несколько неточной, вернее в начале производства на танки устанавливалась именно она. Впоследствии пушка была модернизирована и получила наименование Canon de 37 mm SA modèle 1918 modifié 1937, т.е. по-русски 37-мм полуавтоматическая пушка обр.1918г. модернизации 1937г. К 1940 году большинство танков ранних выпусков было перевооружено на SA18 mod.37. Отличие модернизированной пушки заключались в том, что был демонтирован кожух пушки на котором крепился оптический прицел. Теперь была введена дополнительная рамка независимая от тела пушки на которой слева от пушки крепился прицел, а справа пулемёт Mitrailleuse de 7,5 mm modèle 1931C (буква "С" после года обозначала танковый вариант). Ффух слишком уж заумно, попробую показать на фотографиях, а Вы уж сами сравнивайте.
Canon de 37 mm SA modèle 1918
   

Canon de 37 mm SA modèle 1918 modifié 1937
     
Кстати на предпоследнем фото показан процесс установки на станок вооружения спаренного пулемёта, белая деталь позади ствола пулемёта и есть кроншейн на который он крепится. На последнем фото пулемёт уже стоит.
Как пулемет крепится хорошо видно на фото башни AMR-33


На чертеже показанном ниже под поз.9 на теле пулемёта показана проушина для крепления его к кронштейну. Кстати на чертеже показан крепостной вариант пулемета, для сравнения рядом располагаю фото танкового варианта.
 
Записан

Kordon

  • Пользователи форума
Re: Renault R35 особенности устройства
« Ответ #2 : 21 Август, 2016, 19:26:41 »

Теперь кратко по внешнему виду башни. На танках Renault R35 ,Hotchkiss H35 и Hotchkiss H35 mod.39 (именно так обозначались H39 в то время) использовались башни APX-R и APX-R1. Видимые отличия на APX-R были установлены диаскопы, а APX-R1 вместо диаскопов были установлены эпископы PPL RX 160. В процессе эксплуатации башни APX-R доводились до уровня APX-R1 заменой диаскопов. И на R35 и на H35 на фото видны отличия в цвете между бронеплитой эпископа и камуфляжем башни APX-R . Отмечу, что переоборудование APX-R не было полностью проведено, достаточно часто встречаются фото Renault R35 с диаскопами.
Башня APX-R, второе фото её интерьер.
 

Переоборудование не проводилось
 

Отдельно не нашел оригинальное фото диаскопов, ну то что есть.


Переоборудованная башня APX-R.
 

Башня APX-R1
 

Эпископы PPL RX 160, они же устанавливались на Hotchkiss H35/H39, FCM-36, AMC Somua S35, Renault B1 и B1bis, AMD Panhard 178.
 
« Последнее редактирование: 27 Август, 2016, 22:46:26 от Kordon »
Записан

Kordon

  • Пользователи форума
Re: Renault R35 особенности устройства
« Ответ #3 : 26 Октябрь, 2016, 19:40:03 »

Добрый день, коллеги!
Задержка с дальнейшей выкладкой материала связана не с моей леностью, а с тем, что по некоторым конструктивным особенностям танка мною не найдено документального подтверждения. Буду акцентировать ваше внимание на предлагаемых вариантах, основанных только на моих логических умозаключениях. Надеюсь в дальнейшем, что не Ваше безучастное наблюдение, а Ваша конструктивная помощь поможет во многом разобраться.
Место командира танка R-35 в бою.
В походных условиях как и на большинстве французских танков того времени, командир танка R-35 сидел на откинутом горизонтально заднем башенном люке. Как-же он располагался в боевых условиях первоначально было загадкой. Каких-либо значительных конструктивных элементов на музейных образцах не просматривалось. На каком-то сайте даже вычитал, что командир R-35 в бою стоял, возможно что и такое было, но все-же думаю, что автор статьи просто не захотел вникать в суть вопроса. Вначале я обратил внимание на малоразмерный эскиз с компоновкой танка H-35, а затем нашел рисунок и побольше.
 
Так как башня, что на H-35, что R-35 была одинаковая APX-R, то и сидел командир в обеих танках одинаково. На рисунках явно просматривается подвесное сиденье так сказать "гамачного типа". А где-же его крепления, смотрим фото.
Левый борт башни, за стопором походного положения башни - один крючок (обведён мною красным овалом).


Правый борт башни рядом с таким же стопором башни, но уже два крючка (так же обведены мною красными овалами).
 
Почему же с одной стороны один крючек, а с другой два? Сколько ни искал я по фото все так и было, обратился к первоисточникам и на видах башни из мануалов всё так же - слева один, справа два.
 
Причем на виде сбоку даже схематично показана подвеска сидения.
Как целиком выглядит сиденье командира с элементами подвески информации у меня нет, но смею предположить, что оно выглядело примерно так.

На вопросы "почему?", скажу своё мнение - три опоры надежнее, чем две.
Записан

Kordon

  • Пользователи форума
Re: Renault R35 особенности устройства
« Ответ #4 : 26 Октябрь, 2016, 22:20:11 »

Ещё одна группа вопросов по которым я пытался разобраться.
Боекомплект танка. Количество и размещение.
По данной теме существует несколько вариантов информации. Начнем с того по которому у всех единое мнение -боекомплект спаренного пулемета Mitrailleuse de 7,5 mm modèle 1931C. Боекомплект насчитывает 2400 патронов, снаряженных по 16 барабанным магазинам (по 150 патронов в каждом магазине). Крепление пулеметного магазина стандартное для многих образцов французской БТ техники - цилиндрический кронштейн с запорным устройством в верхней части. В нижней части кронштейн приварен к треугольной опоре, которая в свою очередь тремя винтами (с головками впотай) крепится к треугольному основанию, приваренному к корпусу или иным деталям танка (боевой машины). Все 16 магазинов крепятся внутри корпуса танка R-35. В подбашенной коробке 9 магазинов (как вариант 10) - 6 шт. по правому борту и 3 шт. (как вариант 4 шт.) по левому. В нижней части корпуса 7 магазинов (как вариант 6 шт.) - 3 шт. по правому борту (2 шт. на кожухе вала КПП, позади сидения механика-водителя, один на корпусе механизма переключения передач), 4 шт. (как вариант 3 шт.) на левом борту (2 шт. в районе крепления первого поддерживающего катка, 1 шт. в районе крепления верхней опоры подвески первого катка, 1 шт. в районе крепления оси подвески первого катка, но может и не быть). Для размещения магазинов в подбашенной коробке на модели можно взять за ориентир корончатые гайки, крепящие рымболты по правому и левому борту. По правому борту если считать с кормы два магазина до гайки, три магазина после гайки и один магазин возле броневой заслонки правой смотровой щели механика-водителя. По левому борту если считать с кормы один магазин до гайки, два магазина после гайки.
Обозначения: красный цв. кронштейны магазинов в подбашенной коробке, синий цв. корончатая гайка, зеленый цв. кронштейны магазинов в нижней части корпуса.
Правый борт
   

Левый борт
   

Оба борта


2-й вариант
 
Записан

Kordon

  • Пользователи форума
Re: Renault R35 особенности устройства
« Ответ #5 : 31 Октябрь, 2016, 23:10:48 »

Теперь о боекомплекте танковых пушек Renault R35. В большинстве печатных и интернет изданий приводятся противоречивые данные, как о боекомплекте танков R35 с пушкой Canon de 37 mm SA modèle 1918 modifié 1937, так и танков R35/R40 с пушкой Canon de 37 mm SA modèle 1938. Встречаются цифры 116 шт., 100 шт., 65шт., 58 шт. Причем эти данные зачастую относят к обеим пушкам, что в принципе не может быть, так как размеры боеприпасов SA18 (37 x 94R Mle 1885 - длина выстрела 159 - 178,5 мм, длина гильзы 94 мм, диаметр основания гильзы 40 мм) в полтора раза меньше, чем размеры боеприпасов SA38 (37 x 149R Mle 1938 - длина выстрела 241,4 - 274 мм, длина гильзы 149 мм, диаметр основания гильзы 48 мм). Иными словами боеукладка одних снарядов по габаритам и посадочным местам должна отличатся от боеукладки других снарядов, а так как внутренний объем танка не изменялся, следовательно снарядов к SA38 должно быть меньше. Что же мы имеем на самом деле? Танк Renault R35 вооруженный пушкой SA18 mod.37 имел два стеллажа со снарядами - у правого борта на 44 снаряда (4 ряда по 11 ячеек), у левого борта на 58 снарядов (4 ряда по 11 ячеек и 2 ряда по 7 ячеек). Итого получается 102 снаряда.
Боеукладка правого борта


На следующем фото видна боеукладка у обеих бортов, на особенно хорошо виден стеллаж всё того-же правого борта


Боеукладка левого борта
Записан

Kordon

  • Пользователи форума
Re: Renault R35 особенности устройства
« Ответ #6 : 01 Ноябрь, 2016, 00:43:23 »

О количестве боеприпасов на танках R35/R40 могу судить только по цитате из справочника P.Touzin "Les vehicules blindes francais", 1900-1944". EPA. 1979, стр.157 "Le canon de 37 mm long SA38 doit remplacer le canon court  de 37mm SA18, le nombre des munitions, passe alors de 102 a 90." Перевод видимо "С заменой 37-мм короткоствольной пушки SA18 на длинноствольную 37-мм пушку SA38 изменилось количество боеприпасов со 102 выстрелов до 90." Фотографий интерьера модернизированных танков у меня нет, есть только чертеж левого стеллажа с боеприпасами. Я не уверен был ли на самом деле такой стеллаж или это только проект (что-то уж больно мало я насчитал ячеек всего 32).
 
Записан

Kordon

  • Пользователи форума
Re: Renault R35 особенности устройства
« Ответ #7 : 27 Май, 2018, 16:16:26 »

Систематизируя информацию по HOTCHKISS H35/39 натолкнулся на фото с изображением командирского сидения, о котором писал ранее (выделено мной синим овалом), может у кого найдётся более полное фото этого сидения.
Записан