Jagdpanzer 38 ;
Сайт ортодоксальных моделистов
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Jagdpanzer 38  (Прочитано 3006 раз)

Vitek

Ростов-на-Дону
  • Постоянные пользователи
Jagdpanzer 38
« : 15 Ноябрь, 2016, 00:48:37 »

Производство САУ Хетцер (здесь и далее будет использоваться не официальное, но тем не менее привычное для большинства название Jagdpanzer 38(t) было начато на заводе BMM весной 1944 года.
Начиная с апреля 1944 года было выпущено всего  2827 САУ. Из них - 2000+47 - собрал ВММ, 780 собрала Skoda. Номера шасси для ВММ - 321001-32300; 325001-325047 для Skoda 323001-323843 (информация взята из  panzer tracts 23)
В силу того, что наиболее интересным представляется период, когда танки и сау стали камуфлироваться в стенах заводов, в данном опусе речь будет идти о машинах,  начиная с августа 1944 года.
Прежде чем рассматривать какие-то характерные особенности заводов, хочу отметить, что машины весны - середины лета (когда к сборке ведущейся ВММ в июле 44 подключилась Skoda) вцелом, в плане камо не имеют ничего интересного, все банально - Dunkelgelb
 и серые стволы в грунте. Исключение только может составлять снимок, сделанный в июле 44 во дворе ВММ, на котором рядом с желтым стоит уже закамуфлированный Хетцер.
Одна интересная особенность - крепление для запасных траков и трубки для антенн были установлены в несвойственной для ВММ манере. Возможно это было от чатси связано с возможностью последующего монтажа тяжелого буксирного устройства.
Итак, теперь можно приступить кк рассмотрению особенностей Хетцеров, собранных заводом ВММ.
1. Крепление  запасных траков на кормовом листе - правая запаска - под верхнюю кромку.
2. Трубки для запасных антенн - над 4 кронштейном крепления шурценов.
3. На части машин замечено смещение ограждения перископа орудия влево относительно отверстия прицела
4. Не встречалось на фото установка ВММ усиливающих косынок на буксирные проушины, но всречается усиливающая пластина
5. На машинах с "ложными смотровыми щелями" - прямоугольники на лобовой броне под смотровой щелью,  ВММ рисовал прямоугольники под щелью посередине и слева.
6. Камо - полосы желтого и коричневого  с преобладанием зеленого, при этом, на лобовых плитах всегда проходила одна светлая полоса, с нижнего листа на верхний, потом полосы могли добавляться или нет, но единая полоса на обоих листах отчетливо видна на многих фото.
7. На имеющихся фото машин, выпуска после ноября 44-го ВММ практически везде установлен низкий конвойный фонарь.
Выше перечилены основные признаки, по которым можно отделять один завод от другого. В тоже время, после описания технических отличий завода Skoda, я остановлюсь на камо немного подробнее.

Завод Skoda и его Хетцеры.
1. Крепление запасных траков справа - на уровне крепления кронштейна полки.
2. Трубки для запасных антенн - смещены вперед относительно 4 кронштейна крепления шурцена.
3.  Ограждение прицела приварено на равном удалении от отверстия прицела.
4.  Поздние машины, в виду частых разрывов буксирных проушин получили усиливающую косынку.
5.  Ложные смотровые щели -  не редко встречалось 3 - одна над настоящей щелью и две под ней, первая сдвинута влево,  нижняя наоборот - вправо.
6.  Камо, Skoda  сохранила свой камо начиная с Октября 44го вплоть до конца войны. Возможны некоторые изменения, но тем не менее, крупные амебообразные пятна-полосы оставались и на поздних машинах сборки этого завода.
7.  Даже на последних машинах сборки Skoda демонстрирует высокий конвойный фонарь, который характерен для ранних машин.
8.  Поздние из собранных Хетцеров несли лопату, установленную справа на рубке, над полкой.
Что интересно, сборка на этом заводе была построена так, что корпус получал камо на заводе до установки орудия всборе и соответственно, в части случаев фото иллюстрируют законченные Хетцеры Skoda с некамуфлированными масками.

Добавлю
9. Исходя из имеющихся фото, только Skoda  использовала ленивец с 4 отверстиями и при этом, нет ни одного фото, которое демонстрировало бы, что на Skoda ставили бы ленивцы с ребрами. Такие ленивцы использовала только ВММ.

Остается открытым вопрос по командирским машинам. Но пока на  фото не замечено таких сау сборки Skoda.
Несколько слов  о камо обоих заводов.
После августовской директивы оба завода приняли на вооружение засадную схему камо. В августе-сентябре Skoda  произвела всего 50 Хетцеров, в то время как ВММ 340. Возможно именно поэтому не так часто мелькают на фото машины Skoda в засадном - дисковом камо.

Машины и ВММ и Skoda в таком, не простом для исполнения в модели камо имеются на фото практически со всех ракурсов, так что, при желании не составит труда исполнить дисковый камо обеих фирм на модели.

На смену дисковому камо пришли пятна. Вот тут самое интересное. Фото заводского двора ВММ в  двух разных книгах демонстрирует камо, на котром Skoda  остановилась до конца войны.
Однако, я склонен считать, что на самом деле это ошибочная подпись и на самом деле это двор Skoda, которая в свойственной ей манере собирала сау и камуфлировала их без маски и орудия.

Ниже приведены фото, на которых хорошо различимы все вышеперечисленные заводские фишки и камо соответственно.

Фотоколлаж Хетцера августовской сборки ВММ

В целом, данная сау была хорошо со всех сторон отснята на заводском дворе и при желании можно очень прилично воплотить дисковый камо этой машины. Еще пара ее фото ниже.




Хетцеры ВММ в боевых условиях гораздо чаще встречаются. Один такой Хетцер даже попался в Берлине.



Берлинский ВММ с номером шасси







Далее фото бовингтонского Хетцера с номером шасси 322211, выпущенного в ноябре-декабре 44 ВММ.
Как видно, в этот период уже совершенно иной камо, добавлены ложные щели.



Ниже фото Хетцеров производства ВММ, а также, тот лакмус, который я думаю уместен -  Хетцер Старр, выпуск которого  оставался исключительно за ВММ (равно как  и бергехетцеров и фламм). Именно Старр демонстрирует все тот же принцип камо и ложные щели, свойственные ВММ.
 








Отдельно  хочу сказать о цветном фото бовингтонского пленника. Фото, при всей схожести все же показывает уже перекрашенный Хетцер. Привожу я его для того, что бы можно было составить примерную картинку того, как в цвете выглядели машины ВММ, так как англичане попытались при перекрасе воспроизвести то, что было в оригинале.
Конечно нынешний вид этого Хетцера крайне печальный.



Переходим к Skoda

Фото, показывает засадный камо Skoda.
Подтверждение того, что это именно Skoda -  номер шасси сау, который идентифицирует ее как машину декабрьской сборки. Данная сборка произведена была Skoda для испытаний на полигоне Куммерсдорф.

Это августовские-сентябрьские фото Хетцера сборки Skoda.


В силу описанного выше малого количества выпущенных Skoda  машин в данный период, фото Хетцеров в боевых условиях найти не просто, но тем не менее, попадаются.









Далее - объемный коллаж для машин сборки Skoda с Октября и позднее, вплоть до сборки последних машин под руководством американцев, одна такая находилась в Абердине и сейчас имеет совершенно сумашедшую схему камо, которая может вызвать приступы эпилепсии на мой взгляд.



Фото Хетцеров Skoda в боевых условиях.
Здесь расчет в определенной мере на внимательного читателя, который сможет отделить  оба завода между собой.












Безусловно, в рамках данного короткого исследования невозможно было бы не указать на прекрасное цветное фото, которое окажет посильную помощь всем любителям этой машины в исполнении  Skoda.



Отдельно несколько слов конечно хочется сказать про фламмхетцер. Как указывает Spielberger в течение Ноября-Декабря было выпущено 20 огнеметных сау, которые в частности использовались в Арденнах. Насколько мне известно, в настоящее время есть конверсия для переделки модели Хетцера в огнемет. Однако, несмотря на то, что Panzerwrecks 6 дает прекрасный материал по этой машине, конверсия не отражает то, что у огнеметной машины была переделана крыша, смещена установка пулемета, люк заряжающего и водителя-механика был смещен вперед к лобовой плите, вместо рамки прицела. Так что переделать фламм из линейного самохода не так-то просто будет.


В статье использованы фото из Panzer tracts 9, Die Panzer-Kampfwagen 35(t) Und 38(t) Und Ihre Abarten и сети интернет.

Материал является умозаключениями автора и основан на изучении имеющихся фото и данных. При копировании выводов статьи или их части  необходимо указание на сайт и авторство. 



« Последнее редактирование: 17 Ноябрь, 2016, 20:36:01 от Vitek »
Записан
Победа любит подготовку.
К.Э.Ф.

waffen

Москва
  • Постоянные пользователи
Re: Jagdpanzer 38
« Ответ #1 : 15 Ноябрь, 2016, 13:25:56 »



Записан