Коллеги,
В процессе осмысления элементов экстерьера СУ-76 (и в меньшей степени Т-70) обратил внимание на логику серийных номеров, которая могла бы помочь в выявлении признаков заводов-производителей и периодов производства.
Ориентировался по фоткам и нескольким статьям Юрия Пашолока с фотографиями:
Итак, чтобы сориентироваться по прототипам, крайне рекомендуется изучить статьи Юрия Пашолока
"Самый массовый самоход Красной армии"
https://warspot.ru/11958-samyy-massovyy-samohod-krasnoy-armii (основная статья с массой примеров с привязками к заводам и годам)
"Лёгкие САУ с большими пушками"
https://warspot.ru/12623-lyogkie-sau-s-bolshimi-pushkami (экспериментальные машины на базе серийных, для выявления признаков)
"Финальная версия"
https://warspot.ru/13258-finalnaya-versiya (экспериментальные машины на базе серийных, для выявления признаков)
"Зимняя обувка"
https://warspot.ru/16236-zimnyaya-obuvka (упоминается машина 310030 завода N40)
"Роковая самоходка"
https://warspot.ru/10270-rokovaya-samohodka (для общего развития - история по СУ-76(СУ-12))
Вместе с фотографиями, искал подписи с упоминаниями серийных номеров, например:
Про СУ-57 (Газ): Для постройки опытного образца машины была взята серийная СУ-76М с серийным номером 404855, выпущенная в апреле 1944 года.
Про крыши: В данном письме говорится о машинах СУ-76М (СУ-15) № 310430, 58411, 310402, 310434, 310436, 58428, 310403 с двигателями ГАЗ мод.203, выпущенными заводом №38 в первой половине октября 1943 года.
Про испытания зимних траков: Машина 310030 завода N40, выпущенная в октябре 1943 года.
Из этого можно предположить логику такого формата
1943 апрель - 1943 октябрь,
- Завод №38: "Л5nnnn"
1943 октябрь - 1944 декабрь:
"<Г><ММ><offset + номер машины за месяц>", где <Г> это 3 или 4 (соответственно 43 или 44 год), <ММ> - месяц 01..12,
offset - начальный номер диапазона отданного каждому завода. Судя по сопоставленным с фотками номерам я бы предположил что
- Завод №40 диапазон 000..?99
- Завод №38 диапазон 400..599
- Завод ГАЗ диапазон 600..999
1945 январь и далее
Номеров типа 501xxx мне не попадалось, а машины со старой рубкой можно встретить с 5-значными номерами: 25283 в Берлине, 29575 на Параде и с высокой рубкой 23814 в Маньчжурии.
Далее нумерация снова 6-значная, типа 601732.
Примеры
Некоторые номера не вписываются в теорию, например 481125 (завод 40, 1945 год), некоторые спорны с точки зрения читаемости, например тут номер на первый взгляд выглядит как 31246, но просматривается и 6-я цифра, кажется "5", что в сумме может означать "65-я машина декабря 1943, выпущенная заводом 38" или 165-я ...
В других случаях шрифт таков, что "8" и "0" сильно похожи, а когда в тени - вообще ничего не видно:
А на следующей фотке вероятно та же машина 1513 сап с номером 125 идет впереди, а на задней снова непонятно 0 или 8
Однако, отсуствие поперечной штанги и хомута выхлопной трубы позволяют скорее предположить, что это ГАЗ и номер тогда должен быть 412847 (247 машина декабря 1944)
Тут 2 машины, обе имеют опорный каток на корме, считающийся внедренным на ГАЗе с 1 января 1945 и поперечину тента, считающуюся признаком завода 40. При этом на ближней виден серийный номер 412645, по описанной выше гипотезе относящийся к ГАЗу, декабрь 1944
Первая машина с номером 25283, имеет поздний признак - козырек над смотровым лючком, вторая - нет.
из Кореи, № 481182
В связи с этим интересно мнение знающих людей
- в целом экстраполяция похожа на правду или случайные совпадения ?
- есть ли в документах указание на раздачу номеров ?
- какой диапазон номеров выдавался заводу 40 ?
- какая всетаки ситуация с нумерацией в 1945 году ?