Опознавательные знаки японской авиации в 1938-45 годах ;
Сайт ортодоксальных моделистов
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Опознавательные знаки японской авиации в 1938-45 годах  (Прочитано 5040 раз)

Lish

  • Пользователь форума*
  • Постоянные пользователи


 В начале моего знакомства с японской авиацией, казалось, что все опознавательные знаки одинаковы: красные круги, они и у нас красные круги. Лепи декаль по инструкции и все будет нормально. Но чем больше я погружался в пучину самолетов летающих самураев, тем более непонятного и интересного узнавал. Перед Вами попытка начать систематизировать то, что мне удалось собрать по специфике японских опознавательных знаков. Пока могу осветить небольшое количество японских самолетов, но все впереди. Надеюсь, что через некоторое время количество информации пополнится.
   Надеюсь Вас заинтересуют мои скромные изыскания.
   
   Государственный герб Японии - Хиномару ("диск солнца") использовался как армейской, так и морской авиацией с самого начала их существования. Официально принят как опознавательный знак в 20-м году. Знак размещался в шести основных позициях: на верхней и нижней поверхности обоих крыльев и на бортах фюзеляжа. В морской авиации эта схема просуществовала до конца войны без каких-либо изменений. Размеры опознавательных знаков могли варьировать на различных модификациях одного самолета. Но местоположение хиномару на машинах морской авиации, за очень редким случаем было постоянным.
   Армейская авиация характеризовалась большим разнообразием размеров и местоположения красных кругов. Практически каждое подразделение имело свое специфическое положение хиномару на прикрепленных машинах. Кроме того по разному размещались хиномару на самолетах различных модификаций и годов выпуска. В армейской авиации в начале 1938 года перестали наносить красные круги на бортах, оставив их только на крыльях. Причина этого шага до сих пор не известна, предположительно это сделали для того, чтобы можно было быстро отличить армейские самолеты от морских во время совместных операций.
   Хотя машины с бортовыми кругами можно увидеть в Китае и в конце 38-го и в 39-м году. Как пример: Ки-10 77-го Хико сентая и 8-го Дайтая. Встречались фюзеляжные хиномару и в бомбардировочных и разведывательных подразделениях.


В феврале 1942 года армейцы снова стали наносить хиномару на борта самолетов. Однако до конца войны встречались машины, несущие «восходящее солнце» лишь на крыльях.
   
   С середины 1942 года на флоте и в армии появились самолеты с хиномару на фоне белой полосы. Бытовало мнение, что это обозначение машин принадлежащих системе ПВО или машины базирующиеся в метрополии. Верно и то, и другое. Белые полосы просто являлись системой быстрой идентификации самолетов. Впервые появились именно в подразделениях ПВО. Потом хиномару на белом фоне начали наносить практически на большинство машин базировавшихся в метрополии.
Хотя в одном и том же подразделении были машины как с белой полосой, так и без. Ширина полосы была на 20 см. больше диаметра хиномару.

Ки-27 летной школы Тачиараи.

Ки-61 244 сентая. Соседствуют машины с наличием полос быстрой идентификации и без оных.

Цвет Хиномару.

Фрагмент обшивки с Хиномару от Ки-84
  В последние годы утвердилось практически единое мнение, что хиномару наносился краской кроваво-красного цвета (FS *31136) на обеих поверхностях крыльев и по бортам фюзеляжа. Со временем краска выцветала и приобретала более светлые тона (примерно FS 31105, 31328). Ранее некоторые источники характеризуют цвет хиномару как FS 21136 (например в книгах изд. Osprey), оттенок мало различим от представленного выше и имеет право на существование. Представленный во многих инструкиях к сборке моделей и фигурирующий в некоторой литературе FS 31302, копировался с хиномару самолетов, найденных через много лет после окончания войны, подвергавшихся воздействию погодных условий и окружающей среды. Поэтому не соответствует цвету опознавательных знаков самолетов на период ведения боевых действий.
   


FS 31302, может иметь право на существование в варианте сильно выгоревшего хиномару.
 
Для воспроизведения на модели цвета хиномару, рекомендую использовать краски следующих производителей, в порядке предпочтения:
   1. Vallejo Color, FS*1136, 3 части 70957 и 1 часть70908
   Из серии ModelAir наиболее приемлем 084
   2. Gunze H-3 Gloss Red
   3. Tamia X-7 Gloss Red
   4. Model Master enemal 1705 Insigna Red
   
 Особо стоит выделить момент, так называемой "ободранности хиномару". Педантичность японцев в отношении своего герба, стала притчей во языцах. За "Солнцем" следили с особой тщательностью и подкрашивали при появленни малейших изьянов в окраске хиномару. Фото с ОЗ ненадлежащего вида в моей коллекции несколько, встречаются они крайне редко. На одном из них Джуди весьма ободранного вида на другом Ки-61.

Известное фото Такео Такимицу рядом со своим Рэйсеном 03-09. Отчетливо видны следы кисти не только на ОЗ, но и на брюхе самолета. Июнь 1945 г. База Киуши.
Ки-61, для специальных атак. 59-й Хико сентай. 
Yokosuka D4Y1 из 634 Ku. База Генкай.
В противовес фото Ки-44 со сколовшейся краской фюзеляжа, но не тронутыми ОЗ

АВИАЦИЯ ФЛОТА ЯПОНИИ.
А6М Зеро
Диаметр хиномару на фюзеляже Зеро равнялся 2/3 высоты и составлял 750 мм, размер соблюдался очень строго. Наносился за кабиной пилота в районе стыка передней и задней частей корпуса, на 30 мм отступая от стыковочного шва к фюзеляжу. Белая окантовка хиномару шириной 75 мм НЕ входила в диаметр круга (привет горе переводчикам издательства Торнадо «Война в воздухе»). Но ширина каймы была различной, в зависимости от завода производителя. Так на машинах завода Мицубиси белая окантовка варьировала от 70-и до 75 мм. На накаджимовских Зеро окантовка «солнечного диска» была более узкой, чем это предписывали правила - 30 – 40 мм. На крыльях самолетов А6М2 и А6МЗ модель 22 хиномару располагалось на расстоянии 2/3 диаметра от конца крыла. Диаметр хиномару равнялся 2/3 ширины крыла, составлял 800 мм. Редко, но случалось, что хиномару наносили ближе к фюзеляжу. А6МЗ модель 32 «диск солнца» располагался на том же расстоянии от фюзеляжа, то есть ближе к концам крыльев(поскольку длина крыла была короче). У А6М5-А6М8 верхние хиномару были большего диаметра (3/4 ширины крыла) и располагались на расстоянии своего диаметра от конца крыльев - 1200 мм. Нижние хиномару могли быть аналогичного диаметра (с заходом на элероны) или меньше 1050 мм. (не доходя до задней кромки крыла, без захода на элероны) Задняя кромка верхних ОЗ на всех модификациях никогда не заходила на поверхность элеронов.
   Некоторые источники упоминают Зеро со смещенными назад фюзеляжными хиномару меньшего диаметра. Это ошибка. Речь идет о трофейных и восстановленных американцами машинах, которые были перекрашены и круги наносились так как посчитали нужным, без оглядки на оригинал.



Типичные ОЗ на А6М2 тип 21 производства Накаджима на борту авианосца Юнье. Видно, что хиномару на крыле не доходят до задней кромки и не заходят на элероны.


Интересное фото: рядом машины различных типов и производителей - мицубисиевский тип 32 и тип 21 производства Накаджима из Ивакуни кокутая.


Классическое расположение хиномару внизу крыла, с заходом на элероны.


Короткие хиномару нижней поверхности крыла А6М5в, без захода на элерон.

   На одном сайте, фото этого Зеро фигурировало как вариант нетрадиционного размещения хиномару и подтверждение неоднократного подкрашивания ОЗ. Увы, данная машина была захвачена англичанами и потом всесторонне испытывалась, в том числе и на живучесть(о чем свидетельствуют заплаты на фюзеляже). Машина неоднократно терпела аварии и восстанавливалась. Теперь валяется на задворках, а жаль.
   

Незавидная пенсия. На хиномару следы от британской кокарды.


А6М5 до испытаний.
А5М Клод
Диаметр крыльевых хиномару на 1/3 превышал фюзеляжные. Инструкции по точному расположению ОЗ не было Примерный ориентир: крыло наружный край элерона с заходом на сам элерон – 950 мм, фюзеляж - задняя кромка крыла(встречаются фото с размещением хиномару по зализу крыла) - 600 мм.(на некоторых машинах А5М4 упоминался диаметр 700 мм). На учебных двухместных самолетах – задняя кромка зализа крыла (встречаются фото с диаметром ОЗ 600 и 500 мм). Соответственно на крыльях диаметр красных кругов - 800 и пр. 700 мм.
   На окрашенных и камуфлированных машинах хиномару был с белой окантовкой (от 35 до 75 мм). На учебных машинах кант был с черной линией снаружи.
   В одном подразделении встречались машины с различным размером хиномару и белого канта.


А5М2 Оцу с классическим расположением хиномару. 


А5М2ко 13-го Сентая(пилот С. Такума)Китай 1938г. Вариант со смещенным вперед хиномару.


А5М4-К. Смещенный назад хиномару. Видна разная толщина белой каймы у разных машин одного подразделения.


Хорошо видны ориентиры размещения ОЗ на верхнем крыле. Трофейная машина из НИИ ВВС.

G3M Нелл
   На фюзеляже ранних машин хиномару располагался за задней границей центроплана – 700 мм, На машинах поздних выпусков – ориентир – задняя граница левой бортовой турели. Встречаются «солнечные диски» 800 и 950 мм. На крыльях хиномару диаметром 1000 и 1250 мм.
Фюзеляжный хиномару на машине раннего типа


G4M Бэтти
Фюзеляж: встречались варианты – 1200 и 1350 мм. На крыле - 1300 и 1350 мм.
   На ранних модификациях главный ориентир для фюзеляжных хиномару – бортовая круглая дверь. Центр двери соответствует центру «солнечного круга». Хиномару на фюзеляже были асимметричными. На правом борту красный круг был ближе к хвосту.
   
Вход в центр "солнца"


На правом борту хиномару были смещены назад. Поздняя машина, с Окой.

Бэтти поздней модификации.


В7А Грейс
Два основных размера: фюзеляж 800 и 850 мм, крыло 1200 и 1250 мм.


Большие ОЗ

Маленькие ОЗ

Е16А
  Фюзеляж 750 мм, крыло 1250 мм
   Особенность: Fujimi в инструкции к модели абсолютно верно дала хиномару нижних плоскостей крыла с белой окантовкой.


М6А Сейран
Фюзеляж 700 мм
   Крылья 1300 мм
   Сейраны имели белую окантовку как на нижних так и верхних поверхностях крыльев, как в оранжевой так и зеленой окраске(на первых машинах зеленый наносился поверх экспериментальной окраски). В данной ситуации Таmiya, дав на декали и инструкции Сейрана нижние хиномару без белого канта, допустила ошибку.


Н8К Эмели

   Самые крупные хиномару в японской морской авиации. Тут сами за себя скажут фрагменты заводских чертежей, по которым происходило восстановление Эмели. На крыльях верхние и нижние ОЗ соразмерны.


АРМЕЙСКАЯ АВИАЦИЯ ЯПОНИИ

Ки-10
Встречаются машины с фюзеляжными хиномару 600 и 700 мм.
   Крылья: вверху 900 мм, внизу 800 мм.
   Ориентировка фюзеляжных ОЗ - под кабиной пилота.
Ки-43 Оскар(Хаябуса)
  Первоначально на самолетах Ки-43 хиномару наносили только на крылья. Центр «солнца» находился в 1,5 метра от законцовки крыла. В диаметре круг имел 1000 мм, или 3/4 ширины крыла в данном месте. Иногда на нижней поверхности крыла хиномару наносили ближе к фюзеляжу, помещая центр знака в 2,5 метрах от конца крыла(диаметр 1200 мм). Центр хиномару всегда располагался в центре крыла, считая его ширину вместе с закрылками.
   На бортах в заводских условиях хиномару начали наносить лишь у Ки-43-II. Центр знака находился в 3,6 метра от крайней задней точки самолета (4/10 длины). По высоте центр приходился примерно на середину борта, диаметр знака 650 или 700 мм. Одновременно изменилось место расположения хиномару на крыльях. Теперь центр знака помещался в 2,1 метра от законцовки крыла (у Ки-43-II крылья были короче, чем у Ки-43-I), а диаметр «диска» увеличился до 1,3 метра. Другими словами, край хиномару отстоял от края крыла на расстоянии диаметра знака. Появление заводского камуфляжа не изменило расположения и размеров знака.
   Полевой камуфляж наносили так, чтобы не закрыть заводские опознавательные знаки. Иногда можно заметить разницу в качестве хиномару и полевого камуфляжа. Бывало и так, что камуфляж не доходил до «солнца» и чистый металл создавал эффект окантовки. С весны 1942 года хиномару наносили вручную на бортах тех самолетов, где их не сделали на заводе. Положение и размер знаков в этом случае мог колебаться в значительных пределах. Обычно импровизированные хиномару были заметно меньшего диаметра.
   В июле 1943 года объединенный штаб морской и армейской авиации (Коку Хомбу) издал инструкцию, регламентирующую камуфляж и опознавательные знаки самолетов. Инструкция содержала в себе образцы камуфляжа и хиномару. Официально вводилась белая кайма вокруг хиномару на верхних поверхностях крыльев и бортах фюзеляжа. Кайма должна была иметь ширину 75 мм и добавлялась к диаметру знака, независимо от его первоначального размера. В армейской авиации инструкцию часто «творчески» переосмысливали, поэтому встречаются фюзеляжные ОЗ с каймой различной толщины, иногда до 100 мм. Особенно разнообразны виды хиномару на фюзеляжах Ки–43-I, поскольку наносились в зависимости от способностей и широкой души механиков. Позднее кайму стали делать на заводе, однако до конца войны попадались экземпляры с хиномару как без окантовки, так и нестандартной каймой. 

Ки-43-III. стандартное расположение фюзеляжного хиномару. Как отклонение от темы: интересный лючок замка люка доступа к радиостанции. Не круглый, а прямоугольный(возможно работа механиков)

Ки-43-I. Местоположение близкое к стандартному, но широкой белой каймой. Предположительно школа Акено.

Стандартный бортовой хиномару 650 мм. Ки-43-II, 64 Сентай.

Смещение хиномару к фюзеляжу - 1250 мм
Ки-43-I с нестандартным малым хиномару - 500 мм, смещенным к хвосту. 50-й сентай.


Ки-43-I с нестандартным крупным хиномару - 750 мм. Машина майора Кинширо Такеды командира 1-го Сентая. Бирма, 1942 год.


Ки-43-I со смещенным вперед фюзеляжным ОЗ. 50-й сентай.


Очень маленькие крыльевые и смещенные назад фюзеляжные хиномару.
Ки-43-II otsu. Фото этого "Хаябусы", в различных ракурсах, фигурирует в нескольких изданиях ( Seria "Pod lupa", ML) На самом деле - это отсебятина американцев. Машина принимала участие в съемках фильма и была покрашена киношниками, на их вкус.


Ки-27 Нэйт
   Хиномару на фюзеляже Ки-27 появились аналогично Ки-43 только в 1942 году. Некоторые подразделения и в 44-м летали только с крыльевыми опознавательными знаками. В основной массе, на фюзеляже вертикальный диаметр хиномару совпадал со швом стыка половин фюзеляжа. Но были варианты размещения кругов и практически в хвостовой части фюзеляжа. Встречалось фото фюзеляжного ОЗ смещенного вперед от срединной линии. Размер крыльевых хиномару варьировал от 500 мм до 750 мм. Наиболее часто встречается хиномару 600 мм. Были варианты как с белым кантом так и без. Крыльевые хиномару были диаметром 900 и 1000 мм.

Малые хиномару на машинах 50-го сентая.
Ки-27в 8-й Кёику хикотай. нестандартные малые хиномару - 500 мм.
Ки-27в, 244-й Сентай крупный хиномару на полосе быстрой идентификации - 750 мм.
Камуфлированный Ки-27в со смещенным вперед расположением хиномару, широкой белой каймой . Школа Кёику. 1944 год

Ки-48 Лили
Аналогично предыдущим самолетам, Ки-48 красные круги начал получать в 42-м году. Наносились в разных подразделениях по разному, поэтому размер мог быть от 650 до 1350 мм. Располагались от крайней задней точки зализа крыла (стандарт для Ки-48-II) и за задней стрелковой точкой ближе к хвосту (Ки-48-I). Крыльевые хиномару практически на всех машинах 1300 мм. В большинстве случаев центр круга совпадал с серединой линии от мотогондолы до дальней точки размаха крыла(проведенной по передней кромке).

Два фото Ки-48-I из 8-го Сентая. Малые хиномару смещенные к хвосту - 650 мм.
Фюзеляжные хиномару на уровне нижней турели.
Ки-48-II. С крупным хиномару на уровне крайней задней точки зализа крыла.

Ки – 61 Тони (Хиен)
В причинах разнообразия размеров и расположения хиномару на «Ласточке» я пока не разобрался, поэтому просто констатируем факты.   4 встречающихся размера фюзеляжных хиномару: 500, 600, 650 и 1350 мм
 Крылья: 1000, 1050 и 1150 мм.
Ранние фюзеляжные хиномару 500мм Ки-61-1-Ко
Ки-61, 244-й Сентай. Фюзеляжные ОЗ - 600 мм.
Образец размещения крыльевых хиномару. 244-й Сентай.

Ки-61 55-го Сентая, с редким в армейской авиации темным, скорее всего желтым, кантом вокруг хиномару.

Ки-61-II, с крупным хиномару 1350 мм (косвенно возможна послевоенная подкраска)
Фюзеляжный ОЗ с широкой каймой. 55-й Сентай.

Ки-45 Ник (Торю)
   Крылья: 1200 и 1250 мм. По средней линии расстояния от мотогондолы до кромки крыла.
   Фюзеляж: 500, 600, 650 и 700 мм.
Фюзеляж - хиномару 700 мм.
Смещенный назад хиномару - 650 мм
Фюзеляжный хиномару - 600 мм

Ки-46 Дина
Крыло 1150 и 1200 мм.  Фюзеляж: 600, 650 и 750 мм.
Ки-46-II 18-го Докуритсу чутая. Малые фюзеляжные хиномару - 600 мм.
В монографии Revi профиль этой машины дан с переразмеренными ОЗ
.
Ки-46-III 16-го Докуритсу чутая. Редко встречающиеся нижние крыльевые хиномару с белой окантовкой. Изначально Машина ПВО, по эмблеме на руле - участие в операции Кикусай на Окинаве.

Ки-46-III. Еще один вариант хорошо отреставрированной машины с неадекватными фюзеляжными хиномару.

При написании статьи использованы материалы книг серий:
   Mechanism of military aircraft №№
   FAMOUS AIRPLANES OF THE WORLD №№
   GAKKEN №№
   Aero Detail №№
   Kagero Ki-27
   Zero Fighter Technical Illustrations
   Revi Ki-46, G4M
   Hata, Izawa "Japanese naval aces & fighter units in WWII"
   Hata, Izawa "Japanese army air forse fighter units aces & their aces"
   И др.
« Последнее редактирование: 03 Апрель, 2012, 20:47:54 от Lish »
Записан

Добрый день! Попался мне на ebay такой снимок:



Что это дефект фото/ретушь? На правой плоскости нет хиномару?
Записан

Lish

  • Пользователь форума*
  • Постоянные пользователи

Вроде все понятно ))


Записан