Возвращаясь к "шпаловозам" из поста №459 Андрея Толкалина в данной теме (страница 31).
Подвернулся еще один претендент - шпаловоз.
К сожалению фото в маленьком разрешении и не понятно - есть на крыше куллер или нет?
Добавлю еще пару шпаловозов.
По этим фото определить версию штугов практически нереал!))))
Разве что экраны анализировать.
Но пусть уже обитают вместе - может кого вдохновят.
Видимо все они из одного подразделения.
Отобрав все фотографии Штугов с деревянными брусьями, я решил разбить их на две условные группы. Машины имели несколько отличий, иногда их обвес и маркировка были довольно схожи между собой, однако большую часть из них мне удалось отнести к той или иной группе. И так, подробнее о группах.
К
1-й группе я отнёс следующие машины (приведены не все фотографии):
Все они несут по несколько брусьев с круглым или прямоугольным сечением и металлическими скобами в них, брусья уложены так, что находятся немного выше верхних краёв шурценов. Большинство машин покрыты широкими камуфляжными полосами и пятнами, но есть и исключения с бортовыми экранами, полностью выкрашенными в тёмно-жёлтый цвет. Лобовая броня корпусов всех этих машин не прикрыта запасными траками.
Найти подходящее подразделение из 2 ТА или 9 А, сосредоточенных в Орловской области, удалось довольно быстро. Полагаю, Штуги, чьи фотографии представлены выше, принадлежали
Stug.Abt.185. Штурмовые орудия из этого подразделения имели довольно узнаваемую систему нумерации: 2-значные числа из не закрашенных цифр с чёрными контурами в передних частях бортовой брони рубки и на кормовом листе корпуса. Помимо этого существует фото подбитого Штуга '28' из этого дивизиона с довольно необычным расположением домкрата (укреплён по центру в задней части надмоторной плиты).
Один из Штугов, показанных в первой подборке фотографий довольно хорошо просматривается домкрат как раз на том же самом месте + номер '22' в месте, характерном для 185-го, но на бортовом экране. Стиль цифр также подтверждает принадлежность машин именно 185-му. Кроме того, между крестом и номером на бортовом экране просматривается какое-то обозначение, что может быть стилизованной эмблемой 185-го.
Остаётся не понятно, почему не все Штуги с упомянутыми брусьями имели подобную маркировку и связано ли отсутствие маркировки с отсутствием камуфляжа на шурценах.
2-я группа "шпаловозов". Большинство Штугов из этой группы имеют запасные траки на верхнем наклонном бронелисте, закреплённых одной сплошной металлической планкой, тянущейся от одного края листа к другому. Также большинство машин несут один или два деревянных бруса с необычной формой спила (уложены между рубкой и бортовыми экранами) и иногда брусья с различной формой в сечении, закреплённые на кормовом листе корпуса. Все машины покрыты пятнистым или полосатым камуфляжем.И, не знаю стоит ли акцентировать внимание на этом, все Штуги из 2-й подборки довольно сильно захламлены что на надгусеничных полках, что на надмоторной плите. Почти на всех этих Штугах не видно никакой маркировки, кроме крестов на кормовых листах. К этой группе я отнёс следующие Штуги (все фотографии взяты с аукционов ebay.de):
С идентификацией этих машин не всё так просто. В случае, если Штуги из двух групп принадлежали разным дивизионам, то наиболее вероятным кандидатом для этих машин я пока что считаю
Stug.Abt.189. В подборку 2-й группы не включено фото самоходки, буксирующей Штуг в верхнем ряду. Вот эта машина:
На этом изображении не видно, но она также как и некоторые машины из 2-й группы имеет брусья, закреплённые на корме. Причина отнести его именно к 189-му является косвенной, но вместе с другими фактами об "орловских" Штугах позволяет допустить этот вариант. Выискивая хоть чем-то похожие машины дивизионов с орловского направления, я выделил вот это фото из 189-го, сделанного на Восточном фронте весной 43-го:
Обратите внимание на манеру покрытия брони рубки машины новой краской вокруг давно нанесенного креста, на расположение самого креста, а так же расположение двух креплений для гусеничной ленты (на летней фотографии - остатков креплений).
Повторюсь, что насчёт 189-го я не уверен, да и вариант того, что Штуги из обеих групп, выделенных мной, входили в состав одного дивизиона (185-го, надо полагать), в принципе, тоже допускаю. На данный момент я сравнивал машины в основном по внешним признакам, истории пополнения дивизионов проглядывал довольно поверхностно, займусь этим на днях. Если кому есть что добавить, пишите, быть может, совместными усилиями докопаемся до истины.