Далее попробую сравнить и проанализировать копийность звездочек от ведущих производителей, как то: Friulmodel, AFV-Club, Dragon и Звезда. Tamiya (Ausf.D) из «конкурса» исключена по причине косячной базовой геометрии звездочки (внешний диаметр меньше на 0,5мм) – это практически не лечится. Старая же тамия (Ausf.С) давно уже морально устарела (да и в наличии ее нет, но в руках держал - игрушка).
Изначально, представляя себе по фотообзорам качество моделей Sd.Kfz. 251 от Звезды, покупать себе ее модели не хотел, но в последний момент все же решился. Для полноты так сказать обзора! В плане качества ведущего Звезда удивила! Но об этом позже.
Так как обмеров ходовой к сожалению нет, все сравнения буду делать на основе визуального сравнения фотографий моделей и оригинальных машин, а так же чертежей из Panzer Tracts (низкий поклон Дженцу и светлая ему память!)
Ниже сравнительные фото сразу всех производителей с оригиналом:
Ниже фото Оригинальной звездочки с отмеченным минимумом деталей по которым будет идти сравнение:
1) наличие корончатых гаек крепления звездочки к ступице.
2) высота ступицы с крышкой и наличие разделительной щели между ступицей и крышкой.
3) пропорция по ширине бандажей и ширине роликов с креплениями.
4) характерный уступ между задним бандажем и его опорой, которая почти в 2 раза шире чем передняя.
5) ровная поверхность у внешнего диаметра бандажей (нет формы многоугольника!)
6) характерный выступ задней опоры крепления роликов.
7) характерные овальные вырезы в куполе диска колеса.
8 ) изогнутость края больших ребер жесткости.
9) толщина малых и больших ребер жесткости.
10) наличие видимой толщины у опоры под передним бандажем.
11) характерные вырезы у опоры под передним бандажем.
Теперь пройдемся по всем более детально.
Звездочка от Friulmodel:1) Эта звездочка ЕДИНСТВЕННАЯ, у которой производитель постарался передать фактуру корончатых гаек! Однозначный плюс!
2) Эта звездочка ЕДИНСТВЕННАЯ, у которой производитель постарался передать как высоту крышки ступицы, так и разделение между самой ступицей и крышкой! Хоть высота и недостаточна, но смотрится наиболее копийно по сравнению с другими производителями.
К тому же крышка ступицы плоская с прямоугольными вырезами – как раз такая встречалась на большинстве Sd.Kfz. 251. ОЧЕНЬ жирный плюс! Но минус для Sd.Kfz. 11!
3) Эта звездочка единственная, у которой производитель постарался передать пропорцию по ширине бандажей и ширине роликов с креплениями. У остальных производителей бандажи шире. У кого то в большей степени – у кого то в меньшей! Плюс!
4) С уступом между задним бандажем и его основанием полный порядок!
5) Бандаж круглый – НЕ многоугольник. Плюс!
6) А вот здесь минус. Поскольку видимо из-за того что задний бандаж чуть уже переднего, выступ задней опоры присутствует, но не достаточно большой! К сожалению это практически не лечится!
7) Овальных вырезов нет! Но они имитируются видимо не совсем плотным прилеганием передней и задней деталей колеса. Минус, но минимальный.
8 ) Эта звездочка единственная, у которой производитель постарался передать изогнутость края больших ребер жесткости! ЖИРНЫЙ плюс!
9) Малые и большие ребра жесткости достаточно тонкие! Плюс!
10) С этим пунктом полный порядок.
11) Вырезы у опоры под передним бандажем не совсем правильной формы, во многом из-за проблемы 6-го пункта. Сглаженных углов нет, но таковых нет ни у одного из производителей и воплотить это в жизнь видимо сложно!
Звездочка от AFV-Club:1) -----------
2) Можно было бы сделать скидку на утопленность крышки ступицы, объяснив это сферическим типом (как на рисунке А), все таки AFV-Club начинал свою линейку с 3-тонников и вся ходовая от Sd.Kfz. 11 без изменений перекочевала на модели Sd.Kfz. 251. НО при ближайшем рассмотрении крышка ступицы больше похожа на тип, который присутствует на фото
F только без выштамповок. А это уже минус, который почти не лечится!
3) Сдесь 2 заметных косяка:
Задний бандаж шире переднего, причем эта лишняя ширина идет в сторону роликов. Крепления роликов переразмеряны. Из-за этого качественные траки на звездочку не садятся! Однозначно пилить!
4) +
5) По внешнему диаметру бандажи не круглые, а в виде многоугольника – так же пилить!
см. фото в пункт 3)
6) +
7) –
8 ) –
9) Ребра жесткости толстоваты. Минус.
10) +
11) –
Звездочка от Dragon:
1) -------
2) Полностью повторяет ошибку AFV-Club по форме крышки ступицы! При этом у Dragon она САМАЯ утопленная! Большой минус!
3) Самая широкая звездочка! С самыми широкими бандажами! К тому же отсутствуют ролики. Есть только крепление под них. Ролики нужно делать самому! Большой минус!
4) +
5) Полностью повторяет ошибку AFV-Club! Минус!
6) Отсутствует! Большой минус!
7) -
8 ) -
9) Видимо самые толстые ребра жесткости! Большой минус!
10) Опора есть, но слишком сильно выступает из под бандажа – стачивать! На бандаже есть надпись «vorwerk», но не в масштабе. Оригинальная в 35м масштабе практически не видна.
11) Вырезы мелковаты.
Звездочка от Звезды:
1) --------
2) Крышка ступицы правильной формы! Но, к сожалению, утоплена вглубь.
3) Не сделаны опоры под ролики, а в остальном близко к Фриулу. Вообще есть предположение, что Звезда делала звездочку с оглядкой на Фриул. Жаль, что не полностью!
4) Здесь Звезда накосячила ЕДИНСТВЕННАЯ из всех производителей!
5) +!
6) А вот здесь придется попилить. Звезда делает колесо из двух деталей как и другие производители, но вот степень компоновки двух половинок оригинальна.
На фото (4) видно, что под бандажем не сделали опору, которая должна быть видна с внутренней стороны звездочки (пункт 6 ), ребра жесткости приваривались к ОБЕИМ опорам, поэтому между бандажем и ребрами жесткости у Звезды получается неслабая щель!
Но это можно исправить! Попробовал попилить на скорую руку. На фото (2) с тыльной стороны передней части звездочки выделил красным те выступы, которые нужно аккуратно срезать. На фото (3) видно, что у меня это получилось не совсем аккуратно, но суть думаю понятна. Далее - внутрь второй детали необходимо вклеить полоску листового пластика толщиной от 0,4 до 0,5мм в зависимости от точности запила в предыдущем пункте. Длина полоски - 44,5мм, ширина 1,5 мм. На фото (5) полоска уже вклеена. И наконец на фото (6) конечный вариант – то, как должно получится в итоге.
7) -
8 ) -
9) Ребра жесткости более менее тонкие. Лучше только у Фриула.
10) Здесь Звезда опять выделилась. У нее ребра жесткости приварены видимо прямо к бандажу! Минус!
11) После исправления пункта 6) и в этом пункте картина становится получше.
Резюме:На мой взгляд идеальной копийности нет ни у одного производителя.
НАИБОЛЕЕ близка к оригиналу звездочка от Friulmodel!
На втором месте, как это ни странно, звездочка от Звезды (не без запила!)
На третьем месте, звездочка от AFV-Club
На последнем месте Драгон, проигрывая остальным практически по всем фронтам!
P.S. Если на Sd.Kfz.251 более менее приличная звездочка есть (от Friulmodel), то на Sd.Kfz.11, к сожалению, приличной звездочки нет (Friulmodel в набор траков на Sd.Kfz.11 кладет ТУ ЖЕ САМУЮ звездочку, что и в наборы на Sd.Kfz.251), а править металл не то же самое, что пластик! Для производителей ниша свободна!