Хотелось бы разобраться с природой башен КВ-1С.
Ознакомился с двумя источниками, но понять не смог
- Статья Юрия Пашолока "Задержавшаяся полумера"
https://warspot.ru/9697-zaderzhavshayasya-polumera (и немного "Меньше Брони, больше подвижности"
https://warspot.ru/9133-menshe-broni-bolshe-podvizhnosti)
- Книга "Модернизированные танки КВ-1С и КВ-85", Максим Коломиец
1. Башня с горизонтальными литьевыми швами
На большинстве исторических фотографий можно увидеть именно ее
На сохранившихся образцах это можно увидеть на Поклонной Горе и Кубинке на объекте 238
В статье Пашолока также есть вид такой башни с кормы с подписью "На башне виден литой номер. Такие номера, позже несколько изменившиеся с виду, стали визитной карточкой завода №200"
2. Башня с поднятым по скуле швом в передней части. Такие встречаются реже.
На сохранившихся образцах это можно увидеть в Кировске и Парфино
Например, на приведенной выше фотографии, подписанной в статье "Передача танков в 33-ю танковую бригаду, 26 сентября 1942 года. Хорошо видно, что вместе с КВ-1с в бригаду поступили и КВ-1".
Здесь же можно отметить такие "ранние" признаки как отсуствие поручней на обоих машинах и П-образный козырек над люком-пробкой мехвода, унаследованный от КВ-1.
Позже, таких машин, уже с поручнями, много в 6 оттпп, а на одной из них виден рым на башне, введенный в марте.
То есть, такие башни поставлялись как минимум с сентября 1942 по март-апрель 1943.
Конкретики по второму типу башен мне найти не удалось, ни в статье Пашолока, ни в книге Коломийца. Поэтому имеются только предположения и гипотезы, основанные на таких вводных:
1. Хотя явно УЗТМ в выпуске корпусов и башен КВ-1С в указанных источниках не отражен, имеется предыстория и продолжение
Предыстория это КВ-1 (из Коломийца: "На основании постановления ГКО нарком танковой промышленности подписал соответствующий приказ, согласно которому для уменьшения массы танка заводам УЗТМ и № 200 (они производили корпуса и башни для танков КВ) разрешалось уменьшить толщину следующих броневых листов")
Продолжение - это башни ИС. Наверное, было бы логичным использовать специализированные производственные мощности и в период между КВ-1 и ИС. То есть в период производства КВ-1С
2. В другой статье Пашолока по КВ-13 (
https://alternathistory.livejournal.com/3215351.html) есть фотка второго прототипа КВ-13 датированная мартом 1943.
Также в статье есть такие слова "По состоянию на 1 февраля 1943 года завод № 100 отчитался о том, что все узлы и агрегаты для КВ-13 второго варианта были готовы. Основным тормозящим фактором стало отсутствие корпуса и башни. В качестве поставщика выступал Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ)"
Шов весьма похож на второй тип башен КВ-1С
3. В очень познавательном разборе по ИС
http://tigerscorner.ru/gallery/index.php?option=com_content&view=article&id=73%3A-1-2-&catid=34%3A2010-12-02-12-49-34&Itemid=53Написано "На башнях, произведенных в Свердловске иной рисунок литьевого шва. Он проходит прямо по скуле" и приведены примеры
Ну, то есть шов такой же как на втором типе башен КВ-1С.
В общем, напрашивается предположение, что этот второй тип башен КВ-1С - тоже УЗТМ.
Нет ли у кого точной информации ? может по периодам и объемам поставок тоже что-то известно ?
Кроме того, по визуальному ощущению (естественно не точному, при таких криволинейных формах), башня такого типа кажется короче. То есть крыша идентична заводу 200, в вот задняя стенка выглядит менее наклоненной.
PS поправил ошибку и спасибо за перенос темы в соответствующий раздел.