интересный документ о проблемах с ремонтом и частично эксплуатацией в гр. армий Юг.
Донесение/отчёт составлен дипломированным инженером, а потом уже лейтенантом,

Х.Бёмме.
Отчёт от 10 января 1944 г. Лейтенант использовал отчёты ремслужб 23 и 24 танковых дивизий, ремслужбы 506 ТТБ, приданного 23 тд.
Собственно перевод самого документа:
10.1.1944 из донесений от 27.12.1943
А. Общее. Посещение указанных подразделений (прим.: 23 и 24 ТД) осуществлялось в период с 01. по 07.01.44 г. Ввиду особой тактической ситуации к текущим условиям и возможностям, отличающимся от нормы, следует относиться особым образом. Тот факт, что новые танковые склады запасных частей строятся на расстоянии порядка 1200 км от войск, а поставки по железной дороге осуществляются по маршрутам с большими объездами, подчеркивает сложность доставки запасных частей. Ситуация с нехваткой запасных частей наблюдалась с конца сентября 1943 года, когда не было поставок, которые можно было бы назвать нормальными.
Существующий дефицит объемов транспорта, как железнодорожного, так и автомобильного, в войсках и ремонтных службах, вынуждает очень четко управлять поставками запасных частей. Перевозку лишних продуктов, а также крупных предметов, не являющихся абсолютно необходимыми, необходимо отменить. Кроме того, всегда должна быть доступна возможность доставки по воздуху.
B. Повреждения, нанесенные танкам и самоходным орудиям (бронированным).
Повреждения, причиненные огнём противника, весьма различны и во всех тяжёлых случаях приводят к переброске машины на родину. С другой стороны, ущерб, причиняемый износом, очень предсказуем, поскольку, как правило, в разных моделях он всегда сводится к одним и тем же компонентам. Заметного повышения боеспособности бронетанковых частей можно было добиться за счет хранения в войсках и ротах-мастерских ряда специфических запчастей с учетом имеющегося опыта в связи с адекватным управлением снабжением запасными частями.
С. Средства эвакуации. В рамках текущих операций имеющихся средств эвакуации совершенно недостаточно для спасения всех обездвиженных танков. Из имеющихся средств восстановления работоспособна только треть из-за нехватки запасных частей, особенно гусеничных цепей и колес для 18-тонного буксира. Все собственные двигатели должны быть полностью отремонтированы. Все большее количество поврежденных буксиров связано с тем, что те немногие из них, которые все еще находятся в рабочем состоянии, пребывают в непрерывной эксплуатации; Из-за нехватки смазочного масла и смазки проводить на них работы по техническому обслуживанию практически невозможно. Специальное буксировочное оборудование отсутствует, особенно фаркопы и С-образные крюки
для Panzer V и VI (выделено мной). Имеющиеся низкоплатформенные прицепы из-за своей массы и малой подвижности в войсках не используются для буксировки, а используются только для перевозки тяжелых частей (двигателей). С другой стороны, низкорамные прицепы нужны ремонтным ротам для перевозки разобранных ванн (им. в виду бронекорпуса). Было установлено, что необходимо соотношение 6 низкорамных прицепов к 10 буксирам.
Нет возможности на поле боя быстро закрепить буксирные тросы (стропы) на танках, которые необходимо эвакуировать. Все подразделения должны иметь бронеэвакуаторы, поскольку буксировка танков другими боевыми танками приводит к серьезным повреждениям техники. При нынешнем уровне имеющихся средств эвакуации 30% потерь, понесенных на поле боя, следует считать безвозвратными потерями, даже несмотря на то, что полные потери часто вызваны незначительным ущербом.
D. Организация ремонтного обслуживания. В настоящее время (высокие общие потери и нехватка запасных частей) их штат достаточен. В обычных условиях целью должно быть достижение 75% механиков по отношению к количеству доступных Panzer III и IV. В случае с Panzer V и VI на каждые 3 механика приходится дополнительно 2 помощника-добровольца, необходимых для работы с тяжелыми деталями.
Оснащение специальными инструментами в настоящее время достаточно. Обычных инструментов не хватает, особенно торцевых, накидных и рожковых ключей.
Из-за использования некачественного материала износ инструмента очень высок. (!!!)
Требуется выделение грузоподъемных устройств, таких как автокраны для подъема башен и т. д.
Тяжелые и неподвижные подъемные устройства для войск бесполезны, так как из-за отсутствия транспортных и буксирных средств их невозможно перевезти туда, где они необходимы.
Полный дефицит генераторных установок мощностью 30 и 60 кВА, в связи с чем невозможно использовать имеющееся сварочное оборудование.
Тотальный дефицит мобильных подъемных устройств типа Sd.Kfz. 9/1 и Kfz. 100.
Подготовка специализированных кадров осуществляется на регулярной основе как на Родине, так и в войсках. Но даже в этом случае должно быть обеспечено недвусмысленное распоряжение о том, что специализированный персонал не может использоваться для других целей.
В основном ремонтно-технические службы войск, за исключением серьезных повреждений корпуса, способны при наличии необходимого инструмента и запасных частей провести ремонт в сжатые сроки. Это касается и двигателей, и коробок передач,
хотя официально эти узлы подлежат только замене, а не ремонту. (!) Тем не менее ремонт и капитальный ремонт двигателей в войсках возможен при условии их поставки с поршнями, гильзами, прокладками и кольцевыми уплотнениями. Судя по имеющемуся опыту, коленчатый вал Maybach выдерживает до 3 – 4 замен комплектов поршней и гильз, прежде чем его придется ремонтировать. Однако это не относится к двигателю HL 230. (Dies gilt jedoch nicht für Motor HL230).
На текущее положение ремонтной службы в основном влияет нехватка мелких запчастей и стандартных материалов. Именно из-за этого происходит большинство потерь танков.
Е. Получение запасных частей. В настоящее время мы ни при каких обстоятельствах не можем говорить о нормальном процессе поставок запасных частей. Предыдущий склад запасных частей пришлось оставить. Новый склад бронетанковых запчастей находится в стадии строительства и расположен в 1200 км от войск. Ремонт танков может осуществляться только путем утилизации или временного получения запасных частей из складов войск. Негативные последствия имеет нехватка мелких запчастей и стандартных материалов. Из-за серьезных трудностей с транспортировкой поставка комплектных агрегатов практически невозможна. Учитывая ограниченный объем транспортировки, перечисленные ниже запасные части, как правило, небольшие детали, должны были-бы доставляться немедленно.
F. Поломки и потребность в запчастях для разных моделей. 1.) Панцер III.
60% отказов зубчатой передачи происходят из-за поломки шестерён. В этом случае ремонт заключается в замене зубчатой пары (большой и малой шестерни). Исходя из имеющегося опыта, на каждые 10 танков требуется комплектная боковая передача, а также комплект колес (номера заявок К 301, К 032 и К 301 044). Замена кожухов привода тормоза требуется нечасто, но в случае необходимости их невозможно получить.
Беговые катки подвержены сильному износу, и в настоящее время наблюдается полный дефицит запасных колес.
Передний левый балансир с серьгой (под амортизатор?) (номер для заказа K 300 611) очень легко повредить, и в настоящее время его невозможно приобрести.
Электрический коллектор с контактным кольцом чрезвычайно хрупкий (речь видимо о ВКУ). В войсках его не ремонтируют, а заменяют непосредственно
незакрепленным кабелем, позволяющим башне вращаться до 4х 360 градусов.(намотка кабеля позволяет сделать четыре оборота башни без ВКУ!!!) Поворот башни на 360 градусов указывается наводчику с помощью диска управления.
Бортовая коробка связи типа 20 повреждена вибрациями, вызванными ударами снарядов. Получить эти запасные коробки зачастую невозможно.
Двигатель HL 120 имеет естественный износ.
3.) Панцер V.
Пугающе большое количество поломок бортовых передач связано с разрушением крепежа большого зубчатого колеса (в зубчатой паре), при котором сломанные болты и гайки в большинстве случаев приводят к полному разрушению зубчатой передачи (двухступенчатый редуктор). В войсках удалось снизить частоту этих поломок за счет приварки наружных колец (стопоров ?). Впоследствии сломался только приводной вал. Предлагается использовать болты и винты диаметром 16 мм вместо 12 мм и усилить оси. После внедрения этой модификации на каждые 10 танков ежемесячно требовалась одна правая и одна левая бортовые передачи. Срочно необходимы уплотнительные кольца (один комплект на каждые 10 боевых танков) и герметик (один баллончик на каждый боевой танк).
Коробка передач требует длительных пауз переключения, что приводит к остановке танков на местности (выделено мной). В войсках предлагают усилить пружины сжатия синхронизации.
Двигатель HL230 не оправдал ожиданий. Несмотря на соблюдение установленных пределов оборотов и использование медных уплотнительных колец, поломки двигателя часты. После пробега 80 км возникают поломки шатунов и их подшипников. Двигатель легко загорается, и когда танк вынужден остановиться, в бою может легко привести к гибели машины при попадании в нее снарядов противника. При серьезных повреждениях ремонт может быть осуществлен только путем замены всего узла.
Совершенно необходимо включить в оснащение батальона танков V в общей сложности 20 резервных двигателей. Тогда ежемесячная потребность в HL230 на каждые 10 танков составит 6 двигателей. Прокладки головки блока цилиндров необходимы для выполнения обычных работ по техническому обслуживанию и ремонту; В качестве первого комплекта считается необходимым 50 мест (прим.: поз./штук).
Передачи к вентиляторам ненадёжные. На каждые 15 танков требуется 1 комплект. В отношении токосъёмника и коробки бортовой связи применяются положения 1).
Для ремонта подвески нет конических/клиновых болтов и пальцев.
4.) Панцер VI.
Помимо двигателей (для которых справедливо изложенное в пункте 3), в основном нужны валы передач вентиляторов, а также мелкие детали для коробок передач OLVAR. Запасные части цилиндров управления и рулевых цилиндров коробки передач (прим.: речь видимо о гидроприводе управления) целесообразно объединять в комплекты, особенно винтовые пружины, и поставлять по одному запасному комплекту на каждые 10 танков.
В бортовой передаче подшипник большого колеса на промежуточной стенке сильно изнашивается.
Большое количество 8,8-см орудий и командирских башен повреждены огнем противника и замене не подлежат. (ком.купола старого типа ?)
G.
Обобщение.
Оценив ущерб, наносимый огнем противника, и износ бронетехники, необходимо отметить, что во всех видах повреждений определяющую роль играет их тактическое применение.
Сравнение различных ремонтных ситуаций приводит к удивительному выводу: штурмовые орудия и самоходные лафеты повреждаются меньше, чем танки на том же шасси. (выделено мной)
Особое внимание необходимо уделить огнетушителям. Нехватка огнетушащей жидкости является причиной значительной части общего числа полных потерь.(Totalausfälle)
Н.
Зимнее снаряжение.
Опыт показывает, что хорошие результаты дает только стационарно установленное зимнее оборудование (Фукс). Оборудование больших размеров и в небольшом количестве полезно только для мастерских. Обеспечение дополнительно крупными приспособлениями является излишним и бесполезным, поскольку в войсках нет необходимого свободного объема в боевых машинах.
I Предложения.
Ремонт и капитальный ремонт двигателей Maybach, за исключением HL230, могут производиться в войсках. Для улучшения ремонтной ситуации предлагается ускоренное размещение поршней, гильз цилиндров, уплотнительных колец и прокладок (ГБЦ). Экономия веса по сравнению с размещением полных агрегатов составляет 90%. По опыту бригады, коленчатый вал выдерживает до 3-4 замен поршней, прежде чем его придется ремонтировать. Для обеспечения работоспособности регулярно требовалось бы 3 комплекта поршней и т. д. на 10 двигателей; Дополнительно для обычных работ необходимо 10 комплектов прокладок.
Вместо двигателя HL 230 предлагается устанавливать существенно более надежный HL 210, так как ограничение скорости (числа оборотов) уже опустило характеристики HL 230 ниже показателей HL 210. (выделено мной)
Дополнительно предлагается заменить контактные кольца электроколлекторов на свободные кабели (см. F 1).
Для снабжения запасными частями предлагается ввести железнодорожный взвод ЗИП. Действия этого запасного взвода будут осуществляться поочередно двумя полувзводами (по 20 вагонов в каждом). Один полувзвод мог действовать в непосредственной близости от войск, а другой, в зависимости от ситуации, мог выдвигаться на центральный склад или даже на родину, чтобы в любой момент загрузиться всем необходимым. Преимуществом этой процедуры будет быстрая поставка запасных частей без длительных пауз, а также избежание материальных потерь в случае отхода.
Предлагаются также следующие изменения конструкции: на Panzer V дополнительно установить резервные гусеничные звенья на башни, было доказано, что это улучшает защиту при обстреле.
В Panzer III и IV нужна установка гусеничного пальцеотбойника, как на Panzer V и VI.
Составлено: Бёмме.
Интересно, не думал что на Панцер III и ранних StuG не было пальцеотбойников. Считал это само собой разумеющимся.
Также подтвердилась мысль что существ. количество ремперсонала вытягивает вдвое меньшее количество штатной бронетехники, которое существовало у немцев.