ИС-122 выпуска мая 1944 г. ;
Сайт ортодоксальных моделистов
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: ИС-122 выпуска мая 1944 г.  (Прочитано 83477 раз)

Хольгер

  • Администратор
  • Постоянные пользователи
ИС-122 выпуска мая 1944 г.
« : 23 Март, 2011, 07:50:40 »

Приветствую!
Где же, как не на этом сайте вести блог по постройке модели ИСа?
Прототип в металле - ИС из познаньской цитадели-

(Источник: http://picasaweb.google.com/polar123tank/IS2_Poznan_Cytadela#  )



Информации по танку достаточно, все нюансы экстерьера этой машины, и вообще присущие машинам данного периода выпуска, известны, валк имеется.

Прототип с фото - танк из 72-го ОГв.ТТП, вторая машина, второй роты, район Львова, лето 44-го года.



Рассчитываю что итог моей работы пригодится кому ни будь в последующем.

« Последнее редактирование: 24 Март, 2011, 17:41:02 от Александр Волгин »
Записан

Хольгер

  • Администратор
  • Постоянные пользователи
Re: ИС-122 выпуска мая 1944 г.
« Ответ #1 : 23 Март, 2011, 08:11:05 »

Итак, приступим.
Исходный набор - ИС-2 от Тамии. Хорошая, приятная модель, к сожалению не лишенная ряда упрощений и некоторых ошибок, но, в качестве исходника - то что нужно. По сути, пилить придется только то, что требуется для приведения набора к внешнему виду выбраного прототипа, без сколько ни будь серьезного исправления ошибок производителя.
В качестве дополнительных наборов будет задействован свол от МоделПоинт, и наборные траки от МастерКлуб. Возможно какую то мелочевку использую из набора фототравления ETModel, хотя нужды в нем особой нет, поскольку он, во первых - заточен под ИС-2 другой модификации, а во вторых - заметно напартачен. В частности - ширина надгусеничных щитков больше на 1 мм. Вояджер, кстати, тоже в этом месте налажал...

Начну с башни, котороя должна быть подвергнута заметной переделке - коверсирована в раннию - "проект 237", с симметричной крышей, но имеющая уже сдвинутую влево командирскую башенку.
Крыша имеет характерный "волнистый" крой, в районе левого борта, а стенка башни - прилив под размещение ком.башенки -






« Последнее редактирование: 23 Март, 2011, 09:01:21 от Хольгер »
Записан

Хольгер

  • Администратор
  • Постоянные пользователи
Re: ИС-122 выпуска мая 1944 г.
« Ответ #2 : 23 Март, 2011, 08:58:54 »

Первым делом с башни удалены все сварочные швы. Помимо того что сделаны они достаточно невыразительно, они еще и выглядят неправильно - направление шва принципиально разное между тем что дают японцы, и что было на самом деле.
Убирал с помощью бормашины, подправлял скрайбером -




Основание под ком.башенку и кольцо вокруг антенного вывода срезаем - и то и другое требует доработки.



Удаляем так же левый перископ - на его месте будет расположен бронеколпак прицела ПТ4-15.
Далее была сделана разметка крыши. Правая половина крыши, с чертежа А. Сергеева из М-Хобби 2/99 (наиболее точный геометрически чертеж, на данный момент, хотя и не лишенный ряда неточностей, касающихся облика ранних машин) была отзеркалена и размечена на пластике -



Левый борт башни требует основательной переработки. Башни проекта "237" имели менее выпуклое уширение места наводчика, которое на  машинах этого периода выпуска еще не было изменено (судя по фото). Именно этот момент, вкупе со сдвигом командирской башенки и придали этим башням такой специфический вид.
Тамия в своем наборе дает ИС другой модификации, башня там "проект 240", и ни каким образом без переделки не подходит.
  Левый борт башни, где располагается уширение под место наводчика полностью вырезается, а лишний участок крыши срезается, согласно нового раскроя.





Дополнительно передняя часть левого борта требует шлифовки, необходимо убрать лишнею броню, но это уже позже, когда начерно будет выставлен участок борта вместо вырезанного...


« Последнее редактирование: 23 Март, 2011, 09:32:56 от Хольгер »
Записан

Predator

Санкт-Петербург
  • Чем больше узнаю людей, тем больше люблю животных.
  • Администратор
  • Активные пользователи
    • Кадры истории
Re: ИС-122 выпуска мая 1944 г.
« Ответ #3 : 23 Март, 2011, 09:30:58 »

На самом деле самое интересное  - это перепил носа в Г-образный ..... В свое время я пилил звезду, она так и осталась стоять недоделанной.
Записан
В работе
- Океанские убийцы Сталина: Советский союз, Сталинград, Крондштадт
- EAS Agamemnon

Хольгер

  • Администратор
  • Постоянные пользователи
Re: ИС-122 выпуска мая 1944 г.
« Ответ #4 : 23 Март, 2011, 09:36:05 »

Не, это далеко не самое страшное. Есть подводные камни, но если ознакомится с прототипом, с рулеткой в руках - все становится ясно...
Но о носе позже - после башни.
Записан

Хольгер

  • Администратор
  • Постоянные пользователи
Re: ИС-122 выпуска мая 1944 г.
« Ответ #5 : 24 Март, 2011, 06:55:29 »

Вырезанную часть борта заклеиваю пластиком, выставляя его так, чтобы он образовывал поверхность симметричную правому борту -


Далее, исходя из накопленого опыта, я формирую прилив под командирской башенкой.  На фото его хорошо видно, он "задает тон" всему левому борту  -


Записан

Хольгер

  • Администратор
  • Постоянные пользователи
Re: ИС-122 выпуска мая 1944 г.
« Ответ #6 : 24 Март, 2011, 07:55:57 »

Вместе с приливом под ком башенку готовлю основание под уширение наводчика -




Размер уширения, степень его выпуклости - самый сложный момент в конверсии этой башни.
Чертежей данной башни нет, нет ее обмеров, не говоря уже о сравнительных размерах с башней ИС-1 (Автово) и башней  "проект 240".
Нормально отсняты только две башни такого типа (и не факт что они сохранились где то еще) - помимо Познани есть еще танк Оверлуне (Бельгия).

Собственно, основной вопрос - на башне из Познани уширение места наводчика сохранено старое, как на башнях "проекта 237" (ИС-1), или, в связи с установкой 122 мм. орудия, и требованиями военных, уширение уже увеличеное (ИС-2), но, по каким то причинам башня имеет сложную конфигурацию, выраженную в этом пресловутом приливе под командирскую башенку.

Честно скажу - сравнение фотографий башен всех перечисленных вариантов не дало мне однозначного ответа. Иногда мне кажется что уширение левого борта больше похоже на раннию башню с автовского КВ-85, иногда что оно схоже с башнями "проекта 240".
Исключительно эмпирически я остановился на варианте что уширение все же аналогично башным "проект 237". При большей степени выпуклости свести плоскости в районе прива командирской башенки не получается, уширение наводчика при этом получается не похожим на фотографии прототипа...
« Последнее редактирование: 24 Март, 2011, 08:06:36 от Хольгер »
Записан

Хольгер

  • Администратор
  • Постоянные пользователи
Re: ИС-122 выпуска мая 1944 г.
« Ответ #7 : 24 Март, 2011, 08:57:59 »

Вот так, на данный момент, выглядят "кости", на которые будет наноситься эпоксилин, шпаклевка  - для создания нужного рельефа.




Есть еще допуски на шлифовку и корректировку, в общем это только общая форма.
Записан

Vitek

Ростов-на-Дону
  • Постоянные пользователи
Re: ИС-122 выпуска мая 1944 г.
« Ответ #8 : 24 Март, 2011, 19:40:53 »

Очень интересный блог, с удовольствием поучу матчасть ИСов, в планах тоже такой танк....
Записан
Победа любит подготовку.
К.Э.Ф.

scheuntor

  • Гость
Re: ИС-122 выпуска мая 1944 г.
« Ответ #9 : 24 Март, 2011, 22:43:26 »

,,кость,, в виде уголка и последующее строительство на его основе характерного наплыва,уже лишает Вас сделать достаточно правильную форму этой детали.Обратите внимание,что наплыв не начинается от самого среза крыши,а берет свое начало чуть ниже.Вообще ИМХО много лишних телодвижений при воспроизведении этого момента(ну это всеволишь ИМХО)Двухкомпонентная шпатлевка позволяет скорректировать практически любую подобную геометрию.Теперь еще момент.Думаю,что Тамия всетаки немного погрешила с углом наклона затылка башни.Судя по фото он больше,нежели на ее варианте.Если так,то это усложняет задачу корректировки формы башни в разы.
Записан

Хольгер

  • Администратор
  • Постоянные пользователи
Re: ИС-122 выпуска мая 1944 г.
« Ответ #10 : 25 Март, 2011, 02:56:17 »

scheuntor
По поводу тамиевской башни категорически не соглашусь с Вами. Башня идеально укладывается в чертежи Сергеева (кстати и другие чертежи тоже, кроме феерично кривых С. Залоги), полностью совпадает с заявленными в ТТХ размерами, совпадает с обмермами реальных машин.
Я сам обмерял два ИСа до которых могу добраться на территории Приморского края - с. Покровка, с Полтавка - разночтений не выявил.
 Основная задача данной черновой конструкции, на левом борту - выставить правильно заданный объем.
А все переходы , наплывы и прочее, после доводки двухкомпонентной шпаклевкой, легко формируются бормашиной и наждачкой. Поскольку этот борт отснят у меня со всех ракурсов, сижу ровно -  напартачить не получится, фото не дадут.



Записан

Хольгер

  • Администратор
  • Постоянные пользователи
Re: ИС-122 выпуска мая 1944 г.
« Ответ #11 : 26 Март, 2011, 05:04:03 »

Окончательная корректировка формы левого борта потребовала сверки с установленной командирской башенкой.
Пока последняя в процессе доработки (об этом позже), пользуясь небольшой паузой, займусь маской башни и кожухом маски.
Вопреки достаточно расхожему мнению, амбразура в маске башни не симметричная, так же, как и ее кожух.





К сожалению, эта ошибка допущена и в чертежах А. Сергеева - у него расстояние от фланца орудия до краев кожуха одинаково и слева и справа, в 35-м масштабе составляя 2,5 мм.
В реальности правая сторона действительно 2,5 мм., а вот левая - 3,5 -3,7 мм., в пересчете на 35-й масштаб.

Ошибочно вычерчена эта деталь и у В. Мальгинова (его чертежи в книге М. Барятинского "Тяжелый танк ИС-2").
А вот правильный чертеж, во многих, кстати, позициях, дан в Бронеколлекции №3(18)1998 г., того же Барятинского.
Его авторства, правда, там не много, в основном это пересказ М.Свирина, а про чертежи вообще сказать что то сложно, которые, к тому же, даны в масштабе 1:50. Что то мне кажется, что это из японского издания чертеж, у них должна быть хорошая графика.
Обзор чертежей еще будет, сделаю в самом конце...
Пока сам кожух маски.
Обрезать от него нужно (со штатной тамиевской детали) только ту часть, которая создает трапециевидный выступ.
Отверстие под курсовой пулемет следует сделать меньшего диаметра - я заклеил его стержнем и просверлил по новой, сверлом на 0,8.

Фланец орудия еще ждет совей очереди, его придется и пилить и сверлить.
Саму амбразуру в  маске следует заузить согласно размерам кожуха. Тамиевская деталь сама подскажет что и как сделать, в ней очень удачно повторены реальные размеры маски башни -

« Последнее редактирование: 28 Март, 2011, 06:35:54 от Хольгер »
Записан

Хольгер

  • Администратор
  • Постоянные пользователи
Re: ИС-122 выпуска мая 1944 г.
« Ответ #12 : 28 Март, 2011, 07:22:40 »

Как часто бывает при создании моделей, начинаешь что то делать, исходя из сложившихся представлений о предмете, а в процессе работы, кое-какие моменты вдруг видишь по другому, хотя сотни раз, казалось бы, смотрел одни и те же материалы, подмечая все нюансы.
Вот так и у меня произошло с башней.
Вроде бы известное фото -


но есть один важный нюанс, на который я не обратил внимание.  Если посмотреть на фигурный вырез крыши, в районе антенного вывода, видно, что начинается он не сразу от линии среза горизонтального листа крыши (линия а-б), а чуть дальше, уже практически за кольцом ограждением вывода. Более того, пока этот вырез не сделан, раскрой крыши более подходит для позднего варианта, когда левая сторона листа крыши идет на расширение к командирской башенке (линия в-г) -



Поэтому данный вырез скорректирован -



В вырезанной части крыши криволинейная линия реза, начинаясь в районе кольца-бронировки вывода, идет, постоянно отклоняясь наружу, так, чтобы «выйти в ноль» прямо под окончанием граненой части командирской башенки, на которой расположена смотровая щель-


И в этом же месте начинается прилив под командирскую башенку -



Поэтому окончательная работа над формированием левого борта башни потребовала установки ком.башенки.
Ее доработка минимальна - спереди и сзади она наращена на 0,5 мм., смотровые щели сделаны короче (на ранних ком.башенках из длина была 12 см., вместо 19 на поздних), придана характерная ограненность.
Уширение под место наводчика тоже оказалось не тождественным аналогичному участку башни в "проекте 237".
У нас для ознакомления всего одна башня «проекта 237» - КВ-85 из Автово, поэтому сравнения делались по ней. Впрочем, фото башен ИС-1 подтверждают мои предположения.
Если посмотреть на левый борт танка из Познани, видно, уширение наводчика выполнено таким образом, что пистолетный порт частично уже попадает на участок выпячивающейся поверхности листа. Само уширение наводчика образует на левом борту несколько скругленных граней, нижняя идет от максимальной точки уширения, диагонально, под пистолетным портом вниз.
На башнях проекта "237" уширение не настолько велико, пистолетного порта на захватывает, диагональной грани проходящей под пистолетным портом нет.
Кстати, башни "проекта 240" тоже не совсем похожи в этих пунктах.
Кстати, сделать объем уширения, аналогичный такому на башнях "проект 237" не получилось. Искажались его пропорции, не получалось вывести из вершины нижнею диагональную грань, на просвет борт выглядел по другому.
Поэтому уширение было доведено до объема "проект 240", и все встало на свои места.

Очевидно, ИС-2 из Познани, демонстрирует вариант башни, принятый сразу при переходе на 122 мм. орудие, с неоптимизированной литьевой моделью.




Записан

IVANOV

СПб
  • Постоянные пользователи
  • "Коллекционер электрических фотографий"
Re: ИС-122 выпуска мая 1944 г.
« Ответ #13 : 28 Март, 2011, 13:13:52 »

Получается очень хорошо. Особенно понравилась фактура поверхности башни. Возник вопрос по литьевому номеру на комбашенке: несет ли число "29" какую-то смысловую нагрузку?
Записан
С уважением, Владимир.

Vitek

Ростов-на-Дону
  • Постоянные пользователи
Re: ИС-122 выпуска мая 1944 г.
« Ответ #14 : 28 Март, 2011, 13:50:27 »

все же на фото, пистолетный порт немного ниже расположен. Слежу с интересом за запилом, очень познавательно.
Записан
Победа любит подготовку.
К.Э.Ф.