Давно хотел пройтись по вариациям крышек ступиц у опорных катков, но все как то не складывалось.
В свете выхода модели Sd.Kfz.251 Ausf.A от фирмы ICM, которая решила изобразить раннюю версию крышки, решился таки обобщить информацию и выложить свои мысли на эту тему на форуме.
В Panzer Tracts варианты крышек как то обойдены стороной, в мануалах на них акцента тоже нет - видимо в техническом плане это не настолько важный момент (ортодоксальным моделистам же такие мелочи наоборот важны!
), поэтому та информация, которую черпал из фотохроники и мануалов не может быть на 100% гарантированно верной. Так же нет точных привязок по времени. Тем не менее исследовано большое кол-во фотографий Sd.Kfz.251 и Sd.Kfz.11 и по привязке фотографий к годам определенную картину получается выстроить. Надеюсь кому то эта информация все же пригодится при постройке достоверной модели.
Начну с мануалов.
В мануале
D 660/2 Leichter Zugkraftwagen 3 t (Sd.Kfz. 11) und Abarten Ersatzteilliste zum Fahrgestell
Typ H kl 6 (Sd.Kfz. 11)
Typ H kl 6 n (Sd.Kfz. 11/1 u. 11/4)
Typ H kl 6 s (Sd.Kfz. 11/2)
Typ H kl 6 k (Sd.Kfz. 11/3)
vom 1.8.1943 (вероятно переиздание более раннего мануала)
изображена вот такая по форме крышка:
В мануале
D 660/3 Mittlerer gepanzerter Kraftwagen (Sd.Kfz. 251) auf Fahrgestell des Zgkw 3 t Typ Hkl 6 p
Ersatzteilliste zum Fahrgestell
vom 22.5.43 (вероятно переиздание более раннего мануала)
в свою очередь изображена вот такая по форме крышка:
Просмотрев множество фотографий Sd.Kfz. 11 и Sd.Kfz. 251 я пришел к такому выводу,
что при производстве Sd.Kfz. 11 и Sd.Kfz. 251 ИЗНАЧАЛЬНО были разработаны различные по дизайну крышки ступиц опорных катков!
Точно такая же история как и с крышками ступиц ведущих!
Позднее уже с середины войны различия в применении этих крышек начинают стираться и в процессе ремонта например на Sd.Kfz. 251 могли поставить крышки ступиц от Sd.Kfz. 11. Видимо начинали использовать то, что было под рукой - базовые размеры у них одинаковые.
Проанализировав какие варианты крышек ступиц встречаются на каких версиях машин чаще и в какое время, я решил разделить их на три периода и два типа.
Периоды назову -
ранний (F), средний(M) и поздний(L).
Типы разделю по принадлежности к
Sd.Kfz. 11 и
Sd.Kfz. 251.
Примечание: эта терминология придумана мной только для удобства освещения материала.
Ранняя версия крышек (F). Изначально крышки не имели точки смазки (специальный болт с фронтальной (лицевой) стороны крышки)
Sd.Kfz. 11В мануале
D 660/1 Leichter Zugkraftwagen - 1. Zgkw 3 t (Sd.Kfz. 11) Typ: kl 6
Gerätbeschreibung und Bedienungsanweisung zum Fahrgestell und Aufbau
Berlin 1941 (переиздание версии от 19.10.38) на всех изображениях шасси видно ту же крышку, что и в мануале
D 660/2:
Вот так выглядит ранняя крышка ступицы Sd.Kfz. 11 на реальном шасси:
В музеях сохранилось несколько оригинальных шасси Sd.Kfz. 11 с такой крышкой ступицы:
Sd.Kfz. 251В мануале
D 660/4 Mittlerer gepanzerter Mannschaftstransportkraftwagen (Sd.Kfz. 251) Typ kl 6p
Gerätbeschreibung und Bedienungsanweisung zum Fahrgestell
1943 год (переиздание версии от 1.3.40 года) ПЕРЕПЕЧАТАНЫ ТЕ ЖЕ САМЫЕ изображения с этой ступицей что и в мануале 660/1 по Sd.Kfz.11.
Такое в немецких мануалах встречается довольно часто. Мануалы D 660/4 и D 660/1 описывают не конкретные детали шасси, а служат общему описанию и обслуживанию машин, поэтому такие мелочи как изображение фрагмента шасси Sd.Kfz. 11 вместо Sd.Kfz. 251 не критично.
В мануалах же D 660/2 и D 660/3 идет именно описание деталей (винтиков, болтиков и т.д.) шасси, поэтому изображения этих самых деталей оригинальные - это важно.
Поэтому на фото реальных машин из фотохроники времен войны крышки ступицы у катков Sd.Kfz. 251 именно из мануала D 660/4!
Вот эти крышки на сохранившемся Sd.Kfz. 251 Ausf.B в музее ЮАР:
Вот наглядное сравнение ранних крышек Sd.Kfz. 11 и Sd.Kfz. 251:
Хорошо видно, что у Sd.Kfz. 251 ранняя крышка ступицы катка полностью плоская, а у Sd.Kfz. 11 с цилиндрической выемкой по центру.
Примечание: следовательно ICM в своей модели Sd.Kfz. 251 Ausf. A изобразил крышки ступиц катков как у ранних Sd.Kfz. 11!
В моем архиве нашлось только одно фото Sd.Kfz. 251, на котором видно такую по форме крышку ступицы:
Вероятнее всего это замена в процессе полевого ремонта.
Средняя версия крышек (M). В какой то момент в процессе выпуска на крышках ступиц опорных катков появляется точка смазки - специальный болт.
По моим наблюдениям в 1941 году. Точнее вычислить дату к сожалению не могу.
Это происходит как у Sd.Kfz. 11 так и у Sd.Kfz. 251.
Sd.Kfz. 11У Sd.Kfz. 11 средняя версия крышки ступицы выглядела вот так:
Вот аутентичное сохранившееся до наших дней шасси у Sd.Kfz. 11 с таким типом крышек:
В своем фотоархиве нашел единственное фото Sd.Kfz. 251 Ausf.C с одним катком, крышка ступицы которого как раз такая же.
Вероятнее всего - это случай с ремонтом и заменой в полевых условиях (взяли то, "что было под рукой", "зачем добру пропадать" и т.д.):
У музейных Sd.Kfz. 251 такие крышки встречаются чаще, но это еще большая вероятность ремонта, новодела и проч., поэтому фрагментарно фото музейных машин привожу только в качестве иллюстрации, на которой можно рассмотреть деталировку и не более того!
Дополнение:
вариант крышки ступицы, у которой точка смазки не по центру, а смещена к краю:Вероятно это какой то переходный вариант.Sd.Kfz. 251первый вариант:
второй вариантВозможно они появились не одновременно, а по очереди. Возможно эта вариативность связана с заводами, которые выпускали шасси.
Сложно сказать - информации такой, к сожалению, нет.
Вот фото крышек обоих вариантов на одной музейной машине:
А вот сравнение средних крышек Sd.Kfz. 11 и Sd.Kfz. 251:
Поздняя версия крышек (L). Основное отличие от предыдущих версий - верхняя часть крышки стала более плоская, но при этом добавилось ограждение вокруг точки смазки в виде кольца:
Поздняя версия уже не имеет видимых отличий между Sd.Kfz. 11 и Sd.Kfz. 251.
Вероятно решили упростить и унифицировать производство.
Ниже на фото Sd.Kfz. 11/5 и Sd.Kfz.11 mit Holzfahrerhaus und Pritschen Aufbau с катками, у которых поздний тип крышек ступиц:
У Sd.Kfz.251 поздние крышки ступиц замечены только на версии Ausf.D.
При этом, что интересно, средние версии крышек ступиц продолжают встречаться на бтрах, выпущенных в самом конце войны с поздним раскроем корпуса МО
:
Возможно в производстве поздних Sd.Kfz.251 могли использовать старые запасы средних крышек, а возможно один завод перешел на поздние, а другой продолжал выпускать средние.
Дополнение: еще одна версия. Поздние крышки - это крышки, разработанные непосредственно для Sd.Kfz.11(с учетом их маленькой толщины и схожести с ранними, за исключением добавленного кольца вокруг точки смазки), но которые в конце войны (ориентировочно с 44 года, но не ранее конца 43-го) могли по тем или иным авральным причинам (разбомбленные заводы, экономия металла, излишки и старые запасы данного варианта и недостача родного для 251-х и проч.) использоваться в производстве Sd.Kfz.251.В общем по поздним машинам не все еще понятно и однозначно...
Небольшой подитог: варианты крышек ступиц применительно к версиям Sd.Kfz.251.
На модификациях Ausf.A и Ausf.B чаще всего можно увидеть ранний вариант крышек ступиц, реже средний.
Скорей всего средние ступицы могут быть на самых поздних по времени выпуска Ausf. A и Ausf. B либо, прошедших ремонт или модернизацию.
Ниже на фото Ungepanzerte Ausf.A выпуска 39-40 года со смешанными вариантами крышек ступиц.
У него и ленивец переехал со своего родного места вперед!)) Фото сделано вероятно в 41-42 годы во время погрузки на пароход перед отправкой в Африку:
Немного небронированных Ausf.A дожило до этого времени!)) поэтому ИМХО однозначно смешение различных типов крышек - замена старых на новые по причине ремонта.
А может просто часть катков от другой машины - катки по любому снимались и не раз... Об этом говорит нестандартное положение ленивца.
На ранних бтрах модификации Ausf.С так же стояли ранние крышки ступиц, а вот начиная с 41 года на фото Ausf.С чаще можно увидеть средние, либо смесь ранних и средних, как на фото выше. Поздний тип крышек ступиц на модификациях Ausf.A, Ausf.B и Ausf.С мне не попадались. Но не могу исключать того, что подвернуться!)
Но фото ИМХО скорей всего будут сделаны не ранее осени-зимы 43 года и это вероятнее всего будет ремонтный вариант.
На версии Ausf.D чаще всего встречались крышки ступиц среднего варианта.
Поздние крышки ступиц повторюсь замечены только на версии Ausf.D и чаще всего на Sd.Kfz.11 (особенно поздних версий)(музейные машины в данном случае повторюсь не рассматриваю - только фотохронику). По времени поздние крышки на Sd.Kfz.251 появляются ориентировочно не ранее осень 43 - зима 43-44. Примерно в то же время или позже происходила замена дизайна ступиц на похожий у других моделей полугусеничников (ФАМО, Sd.Kfz.7...)
P.S. фотоматериал использован из репринтов и сканов немецких мануалов, Panzer Tracts и других книжных изданий, валков Игоря Перепелицы, Тимура Пакуро, с сайта fahrzeuge-der-wehrmacht.de и других источников. За что всем им большое спасибо!Позднее (как будет время) сделаю сравнение фото оригинальных крышек ступиц с теми, что предлагают производители моделей.
Продолжение следует...