Решил посмотреть, а что же было с кольцами под башней на ЛКЗшных танках с начала времён. Получилась любопытная картина.
Красный - верхняя кромка борта.
Жёлтый. На прототипе и машинах установочной серии кольцо под погоном было очень низким.
Зелёный. На машинах с гранёной башней кольцо подросло (возможно, ещё на части машин с круглой башней). Но при этом, видимо, гранёная башня могла цеплять нижней кромкой за штампованный люк экипажа в крыше корпуса, так что часто нижние передние углы башни подрезали:
Синий. Судя по фотографиям, одновременно с появлением поздней маски пушки Л-11 (по крайней мере, я однозначных исключений по фотографиям не разглядел, но может что-то пропустил...) кольцо становится ещё выше. Точнее, колец становится два. И углы башни подрезать перестали. Возможно, изменение случилось ещё в сентябре, поскольку точный момент перехода на позднюю маску, как я понимаю, пока не известен. Но оно точно случилось ещё до введения шаровой установки пулемёта у радиста.
Далее изменений высоты кольца не наблюдается.
У Максима Коломийца этот момент как-то совершенно обойдён стороной. Он лишь в подписях к паре фотографий в книге 2017 года отмечает, что был вариант просто с "броневым кольцом вокруг башенного погона", а был вариант с "дополнительным броневым кольцом защиты башенного погона". Что на мой взгляд некорректное определение, поскольку, кольцо не вокруг, а под погоном в обоих случаях, погон лишь малой частью заглублён в кольцо, а в основном его закрывает башня. Кольцо же главным образом играет роль проставки, поднимающей башню.
Соответственно, вопрос. Зачем это вообще понадобилось? В голову приходит только пара моментов:
1. чтобы не цеплять люк гранёной башней (но не понятно, почему сразу не подняли на нужную высоту, чтобы не подрезать углы).
2. чтобы увеличить углы склонения Л-11 на корму танка...
Высота КВ-1, которая, к примеру, указана в руководстве 1941 года - 2710 мм, судя по всему, относится чуть ли не к машинам установочной серии. К примеру, у М5207 высота по макушки колпаков перископического прицела и ПТК, при условии табличного клиренса в 450 мм, получается 2790 мм. 80 мм - это как раз высота сдвоенного кольца под башней.